Дефекты речи, или нарушения формирования речи. Виды нарушений речи


Различают несколько типов дефектов речи: нарушение функционирования или врожденные аномалии голосового аппарата (например, расщелина нёба), повреждение различных речевых зон головного мозга и глухота.

Некоторые случаи нарушения членораздельной речи, выражающиеся в затрудненном или искаженном произношении слов, слогов или отдельных звуков (дизартрия), возникают вследствие поражения центральной нервной системы (например, церебрального паралича, болезни Паркинсона и т. д). Иногда при дизартрии в качестве ее вторичного следствия наблюдаются нарушения письма, обусловленные затруднениями четкого произнесения слов.

Дизартрия имеет различные степени выраженности. В тяжелых случаях речь оказывается полностью недоступной пониманию. Устранение недостатков речи достигается при помощи логопедических занятий.

При поражении некоторых зон коры головного мозга возникает расстройство речи, заключающееся в утрате способности правильно пользоваться словами и фразами для выражения мыслей, - афазия. При этом больной может произносить любые звуки, но не умеет говорить, он также слышит и различает звуки, но не воспринимает значения слов.

Дефекты речи, или нарушения формирования речи. Виды нарушений речи

Афазия возникает при поражении коры левого полушария головного мозга у правшей и правого - у левшей. Причинами афазии могут быть сосудистые поражения мозга, энцефалит, травмы и опухоли головного мозга. Нарушенные речевые процессы в ряде случаев восстанавливаются в результате длительного обучения навыкам речи, письму и чтению. Занятия должны проводиться квалифицированным логопедом.

Врожденная или возникшая в раннем детстве глухота может стать причиной немоты. Если ребенок рождается глухим или теряет слух в доречевой период (в возрасте до одного года), самостоятельное овладение речью становится невозможным, поскольку малыш не может слышать и подражать речи окружающих. Нередко и при более позднем возникновении глухоты (в возрасте 2-3 или даже 4-5 лет) недостаточно упрочившиеся речевые навыки теряются, если своевременно не предпринять мер для их сохранения.

При этом в речевом аппарате не происходят изменения, препятствующие звукообразованию, поэтому глухого ребенка можно научить говорить, используя для обратной связи в процессе обучения зрительное и тактильно-вибрационное восприятие.

Довольно распространено также такое нарушение речи, как заикание, проявляющееся в расстройстве нормального ритма речи, непроизвольных остановках или вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Как правило, заикание развивается у легковозбудимых нервных детей в период формирования развернутой фразовой речи (в возрасте от 2 до 5 лет). Для устранения заикания наряду с логопедическими занятиями проводится медикаментозное, физиотерапевтическое и психотерапевтическое лечение.

Коррекция нарушений речи зависит от причин, вызвавших эти нарушения. Постановка правильного диагноза иногда представляет собой достаточно сложную проблему и требует консультаций различных специалистов (например, невропатолога или психолога).


Автор материалов статьи: Вера Сидихина