Логопед: кто такой и что входит в его компетенцию?

Логопед – врач, который специализируется на коррекции нарушений речи (у детей, и у взрослых).

На сегодняшний день основы логопедии включают в себя использование педагогических (в том числе прослушивание аудиозаписей) и психотерапевтических методов, а также множество иных аспектов. Как показывает практика, лечение заболеваний речевого аппарата нужно начинать как можно раньше, так как лучше всего такие нарушения поддаются лечению на ранних этапах.

Относительно того, какое логопед лечение может назначить, то здесь в его задачу входит всесторонняя оценка состояния речи ребенка. По сути, требуется выяснить, насколько правильно для своего возраста ребенок воспроизводит звуки речи, достаточен ли его словарный запас, насколько он умеет высказывать свои мысли при помощи речи. Если ребенок уже посещает школу, то в дополнение ко всему логопед оценивает умение ребенка писать и читать.

Логопед: кто такой и что входит в его компетенцию?

Хороший логопед непременно выяснит, насколько у находящегося на приеме пациента развито образное мышление, умение логически мыслить, рисовать и конструировать. При этом используются различные методы диагностирования.

Одной из основных задачей логопеда является обогащение и расширение словарного запаса детей, а также развитие связной речи, исправление грамматических ошибок.

Отдельно необходимо обозначить, что помимо владения способами коррекции устной и письменной речи, логопед имеет знания в психопатологии, невропатологии и патологии органов речи и слуха. Если логопед обнаруживает у ребенка отклонение в развитии речи, то, здесь, прежде всего, необходимо выяснить механизм и факторы, обуславливающие данную проблему. В дальнейшем определяет курс лечения с определением возможного коррекционного обучения.

Какие болезни входят в предмет деятельности логопеда?

В преимущественном большинстве случаев работа логопеда предполагает осуществление лечения, в частности:

- нарушения произношения звуков – в медицинской терминологии именуются как дислалия и дизартрия;

- нарушения темпа и ритма речи – например, заикание или реактивное заикание;

- недоразвитие или утрата речи - афазия и алалия;

- неправильный прикус;

- расстройства речи, которые связаны с нарушением слухового аппарата.

Стоит рассмотреть более подробно основные виды нарушений речи, которые рассматриваются в международной классификации на основании психолого-лингвистических критериев. Сразу заметим, что все нарушения речи можно условно дифференцировать на два больших блока патологий: нарушения устной и нарушения письменной речи.

К нарушениям устной речи стоит относить:

1). Расстройства фонационного оформления высказывания: дисфония (афония), дислалия, брадилалия, дизартрия, тахилалия, заикание, ринолалия.

2). Нарушения внутреннего оформления высказывания: афазия, алалия.

К нарушениям письменной речи необходимо относить: дислексия, дисграфия, аграфия, алексия.

В целом, стоит заметить, что именно данные направления входят в сферу непосредственной деятельности логопеда. Соответственно, логопед осуществляет корректировку дефектов речи.

Автор материалов статьи: Вера Сидихина