Врач детский логопед: кто такой, что входит в его компетенцию, советы логопеда

Детский логопед – врач, специализирующийся на исправлении дефектов речи у ребенка и развитии правильной и красивой речи. Детский врач-логопед, преимущественно, имеет высшее педагогическое дефектологическое образование по такой специальности, как логопедия. В своей деятельности логопед владеет методами нейропсихологического обследования больных, индивидуального и группового восстановительного обучения, а также теоретическими и практическими навыками в области дефектологии.

Обычно логопед имеет степень магистра. Изучаемые им научные дисциплины включают артикуляцию, фонетику, психологию, физиологию, анатомию и другие предметы. Многие из них по окончании высшего учебного заведения работают в школах, больницах, реабилитационных центрах, центрах развития речи и слуха, а также в специализированных клиниках. Стоит заметить, что детская логопедия имеет свою специфику, отличающую от логопедии для взрослых.

В чем заключаются услуги детского логопеда?

Врач детский логопед: кто такой, что входит в его компетенцию, советы логопеда

Прежде всего, необходимо обозначить, что работа логопеда в детской поликлинике заключается в корректировки всевозможных дефектов речи.

Наиболее распространенные ситуации, в которых необходима помощь логопеда, - это трудности с пониманием речи, нарушения артикуляции (произношения звуков), а также трудности в выражении мыслей словами, письменно или жестами (возможно, вследствие перенесенного инсульта или несчастного случая).

Причины нарушения речи у детей: нарушение артикуляции, замедленное развитие речевых навыков, физическая или умственная отсталость, аутизм, расщепление нёба, глухота, расстройство речевого аппарата и заикание. Подростки также могут сталкиваться с проблемами речи, вызванными главным образом инсультом, болезнью Паркинсона, рассеянным склерозом или раком горла. При обнаружении малейших дефектов в развитии речи необходимо обратиться на прием детского логопеда.

Лечение у логопеда

На первом этапе часто приходится обучать детей понимать речь. У маленьких детей в возрасте от трех до шести лет такое лечение обычно проводится в игровой форме. Важная роль при этом отводится родителям.

Затем ребенку сначала показывают, каким образом произносится какой-либо звук. После он сам произносит этот звук сначала в конце слов, а затем в середине, и только в конце пробует пользоваться им в своей речи.

Иногда в центрах детской логопедии удается обнаружить, что отставание в развитии речи у детей вызвано нарушением слуха. В таких случаях врачам, прежде всего, необходимо оценить возможность восстановления слухового аппарата.

В случаях, когда потеря речи вызвана повреждением головного мозга в результате инсульта, она часто восстанавливается самостоятельно, полностью или частично. Роль логопеда заключается в стимулировании процесса восстановления с помощью упражнений. Они могут быть самыми разными — от показа картинок, соответствующих названному предмету, до реконструкции сложных абстрактных понятий и фраз из написанных и разложенных в беспорядке необходимых слов. Процесс восстановления зависит от степени повреждения мозга.

У некоторых больных речевая функция не восстанавливается никогда. В таких случаях их обучают другим формам общения - например, языку жестов или использованию рисунков.

Автор материалов статьи: Вера Сидихина