Что такое сигматизм или шепелявость? Причины и симптомы сигматизма

Сигматизм (шепелявость) - расстройство речи, заключающееся в неправильном произношении некоторых звуков. К счастью, логопедическое лечение позволяет достичь значительных результатов в исправлении дефекта.

Присущий большинству детей в период формирования речевых навыков, сигматизм обусловлен сложностью произношения некоторых звуков. Ребенку особенно тяжело выговорить буквы «с» и «р».

Формирование речи

Ребенок, только постигающий основы речи, не в состоянии выговорить все звуки с отчетливостью, свойственной большинству взрослых. Навыки правильной речи формируются постепенно, по мере освоения ребенком отдельных звуков родного языка.

Детям младшего возраста даются лишь некоторые звуки, но, общаясь с ребенком и привыкая к его манере общения, вы вскоре начинаете прекрасно его понимать.

Что такое сигматизм или шепелявость? Причины и симптомы сигматизма

Обучение правильному произношению звуков родного языка - процесс технически весьма непростой. Его успешность определяется не только сложностью извлечения отдельных звуков, но и индивидуальными особенностями языка, который пытается освоить ребенок. Как правило, сначала малыш осознает различие между согласными и гласными звуками, осваивая слова «папа» и «мама». Затем наступает черед остальных согласных, например «б», «з», «т» и «ф». Произнося эти звуки медленно и раздельно, можно представить себе, с какими трудностями приходится столкнуться осваивающему их ребенку.

Различия между некоторыми звуками для определенных языков не имеют особого значения: например, «glove» и «dlove» по-английски звучит практически одинаково даже для взрослого, поскольку в этом языке нет слов, начинающихся с «dl». Но ребенок рано или поздно убеждается в важности правильного произношения звука «с», поскольку разница между шипящими звуками весьма существенна.

При правильном произношении звука «с» кончик языка опускается к основанию нижних резцов; воздух проходит сквозь узкий канал, образованный языком и сближенными, но не сомкнутыми зубами. Некоторые дети не могут самостоятельно научиться придавать языку правильное положение и поэтому без помощи логопеда могут достичь зрелости, не избавившись от сигматизма.

Причины сигматизма или шепелявости

К пятилетнему возрасту большинство детей способны правильно произнести слова «сон», «песок» и «солнце», в которых за буквой «с» следует гласный звук; слова, где звук «с» предшествует согласной букве, например «стол», «спать» и «слон», обычно даются ребенку не так легко.

В шестилетнем возрасте дети, как правило, правильно произносят все буквы родного языка, отчетливо выговаривая слова. Если ребенку, достигшему этого возраста, все еще не даются некоторые звуки, речь идет о его замедленном развитии или стойких нарушениях речи. В таком случае необходимо показать его логопеду.

Трудности обучения

Сложности с обучением чтению могут быть следствием неправильного произношения многих речевых звуков или результатом тяжелых речевых нарушений, сопровождающихся нечленораздельностью речи ребенка. Тяжелые речевые нарушения нередко свидетельствуют о расстройствах, не относящихся к компетенции логопеда; для выяснения их причин ребенка следует обследовать у специалистов другого профиля.

Автор материалов статьи: Вера Сидихина