Что такое речь? Дети с нарушениями речи: формирование речи

Речь - процесс, позволяющий выражать свои мысли словами и понимать выраженные словами мысли другого человека.

Речь - одна из наиболее сложных психологических функций человека - является результатом взаимодействия нескольких систем организма.

Она управляется и координируется головным мозгом, в коре которого расположены области, называемые центрами речи, где расшифровываются услышанные слова и из которых посылаются команды сотням вовлеченных в речевой процесс мышц рта, гортани и грудной клетки. Человек рождается со способностью говорить, но реализоваться эта способность может только в процессе научения. Ребенок учится произносить разнообразные звуки, составлять слова и понимать речь окружающих его людей, прежде всего родителей.

Речь и мышление: как формируется речь?

Что такое речь? Дети с нарушениями речи: формирование речи

Головной мозг разделен на два полушария (левое и правое); речь и связанные с ней функции обычно контролируются одним из них. У правшей этот центр расположен в левом полушарии, а у левшей - в правом. Эта область мозга разделена на двигательный речевой центр, контролирующий мышцы рта и гортани, и сенсорный речевой центр, который интерпретирует принимаемые звуковые сигналы.

Рядом расположена часть мозга, которая координирует работу органов слуха (посредством чего мы воспринимаем речь других людей), зрения (при помощи чего мы расшифровываем написанные слова) и движения рук, совершаемые в процессе общения, например при письме, игре на музыкальных инструментах и т. п.

Первый этап речевого общения - это распознавание огромного количества слуховых сигналов, поступающих от слуховых рецепторов. Такое распознавание происходит в слуховом центре коры головного мозга. Затем сенсорный речевой центр расшифровывает слова, после чего другие участки мозга, участвующие в речевом процессе, могут интерпретировать их и сформулировать ответ.

Обучение речевому общению

Овладение речью у разных детей проходит с разной скоростью, но все дети в процессе нормального развития проходят одинаковые стадии. В первые недели жизни единственным звуком младенца является плач.

Но уже на втором-третьем месяце у ребенка можно различить звуки голоса, свидетельствующие об особенностях его внутреннего состояния, например звуки удовольствия или неудовольствия. Такие звуки произносят даже глухие дети. Это позволяет предположить, что способность говорить присуща всем людям от рождения.

После четырех месяцев ребенок умеет смеяться, а к десяти месяцам может повторять некоторые услышанные звуки. В возрасте 10-12 месяцев ребенок обычно произносит первые слова. Чаще всего это названия окружающих предметов или выражение желаний.

От года до полутора лет ребенок постоянно лопочет во время игры и активно использует от 6 до 20 четко различимых слов. Пассивный словарный запас в это время у него гораздо больше. С двух лет начинается структурирование речи, ребенок учится произносить связные фразы. Он также начинает понимать идиоматические выражения.

В возрасте от трех до пяти лет произносимые им предложения становятся длиннее и точнее, он постепенно овладевает основами грамматики. Со школьного возраста речь ребенка становится еще более структурированной, поскольку его словарный запас обогащается, а грамматические правила используются более осознанно.

Автор материалов статьи: Вера Сидихина