История психотерапии: как лечили психически больных?


В древние времена расстройства психики и эмоциональной сферы считались признаком недовольства богов или проявлением одержимости демонами. Лишь в пятом веке до н. э. древнегреческий врач Гиппократ разработал научный подход к подобным проблемам. Он и его последователи первыми исследовали и описали клинические аспекты сумасшествия, и тем самым заложили основы науки психиатрии.

В средние века, однако, отношение общества к психическим расстройствам вернулось к первобытному состоянию болезни психики опять стали связывать с ведьмовством, одержимостью демонами и ересью.

Даже в XVI-XVII веках, когда в физиотерапии и хирургии были достигнуты значительные успехи, психические проблемы описывались в терминах моральных пороков и дегенерации. К тому же в те времена было принято содержать людей с психическими отклонениями в сумасшедших домах, где под предлогом лечения к больным применялись страшные пытки.

История психотерапии: как лечили психически больных?

В Лондоне XVII века было модно посещать местный приют для душевнобольных под названием Бедлам и, проходя по переполненным камерам, наблюдать публичные пытки заключенных в нем душевнобольных людей.

В XIX веке условия содержания психически больных людей улучшились, одновременно возобновились серьезные исследования природы невменяемости. Большие усилия были предприняты в области создания научных основ психиатрии, в 1883 году они увенчались созданием классификации болезней психики, автором которой стал Эмиль Крепелин.

Вслед за Крепелином известность пришла к Францу Мессмеру, который использовал одну из форм гипноза (сам он называл гипноз магнетизмом) для лечения истерических параличей. Жан Мартин Шарко - еще одно знаменитое имя тех лет - подвел под гипноз научную основу, а Пьер Жане обосновал концепцию психологии поведения.

Эта волна исследований природы расстройств психики создала почву для работ Зигмунда Фрейда, который разработал основы теории и практики психоанализа. Он впервые использовал технику свободных ассоциаций: пациенты могли высказывать все, что приходило им в голову в связи с какой-то идеей, а аналитик получал ключи к пониманию природы их проблем.

Фрейд создал учение о значении снов и причинах оговорок, забывчивости и других ошибок и промахов повседневной жизни. Он разработал новую концепцию структуры личности, разделенной на подсознание (унаследованные, инстинктивные импульсы индивидуума); эго (часть личности, реагирующая на реальность) и суперэго (часть личности, которая отвечает за следование социальным нормам).

Фрейд был уверен, что тревожные состояния возникают вследствие конфликтов между этими тремя гранями личности. Еще одна его концепция - перенос - раскрывается в глубокой эмоциональной привязанности к родителям и является краеугольным камнем психоанализа. Наконец, Фрейд разработал теорию либидо, трактовавшую развитие личности как психосексуальную эволюцию, которая начинается с рождения и продолжается в течение детства.

Карл Юнг развивал теории Фрейда, по существу, в мистическом направлении. Юнг предпочитал связывать термин «либидо» с тем, что он называл коллективным бессознательным (некая совокупность общих знаний и опыта человечества).

Мелани Клейн расширила рамки психоанализа, применив его к очень маленьким детям. Она утверждала, что их спонтанная игровая активность, манера говорить и взаимоотношения с людьми вполне могут служить материалом для психоанализа.


Автор материалов статьи: Вера Сидихина