Визит к консультанту-психотерапевту, когда обращаться к психотерапевту?


При долгосрочном консультировании первая встреча, как правило, носит ознакомительный характер: клиент решает, достаточно ли комфортно он чувствует себя с данным специалистом, а последний оценивает, насколько он способен оказать человеку помощь в той степени, в которой тот нуждается.

Консультантов учат быстро выявлять серьезные психические проблемы, поэтому, если им кажется, что клиенту нужна иная терапия, они сразу же уведомляют об этом своих посетителей. С другой стороны, консультант никогда не проигнорирует и не сочтет не заслуживающим внимания ничего из того, что сообщит ему человек - это противоречило бы профессиональной этике.

Уже на первой встрече консультант может сделать вывод и сообщить клиенту о том, сколько потребуется сеансов. Сеансы обычно проходят раз в неделю, притом, что весь курс может длиться от нескольких недель до года и дольше.

Процедура консультирования

Визит к консультанту-психотерапевту, когда обращаться к психотерапевту?

Консультант уделяет клиенту все свое внимание. Это само по себе уже оказывает терапевтический эффект - сколько людей не имеют возможности выговориться человеку, который будет внимательно и сочувственно их слушать. Важно также, что консультант не критикует своего клиента: задача психолога не судить человека, а помочь ему разобраться в себе. Вида, что его слушают, человек начинает и сам лучше постигать себя.

При необходимости консультант может задавать клиенту наводящие вопросы, но это не те вопросы, которые звучат в разговоре между приятелями и которые продиктованы чистым любопытством. Вопросы консультанта всегда направлены на то, чтобы помочь клиенту увидеть те или иные вещи более отчетливо или по-новому взглянуть на привычные и обыденные стороны жизни.

Цель мед. консультирования состоит в том, чтобы повысить степень уверенности клиента в себе, помочь ему преодолеть какие-то комплексы и стать хозяином своей судьбы.

Признаки непрофессионализма

К сожалению, попадаются и недостаточно профессиональные консультанты. Об их некомпетентности можно судить по таким обстоятельствам:

  • условия контракта выходят за пределы разумных и принятых в этой отрасли рамок;
  • нарушена конфиденциальность;
  • консультант пытается доминировать над клиентом - если это происходит, то человек после сеанса будет чувствовать себя хуже, чем до него;
  • консультант больше времени тратит на разговоры о себе. При работе психолога его откровения о себе в некоторой степени приемлемы, но только в разумных пределах и к месту;
  • консультант навязывает слишком много общения вне сеансов. Неформальные контакты изменяют характер взаимоотношений между психологом и клиентом, что не всегда приводит к положительным результатам.

Завершение сеансов

Контролирует процесс консультирования только клиент, поэтому именно он принимает решение о том, когда его следует закончить. Некоторые люди нуждаются в помощи консультанта всю свою жизнь, хотя это крайне нетипичные случаи. Цель консультирования состоит в том, чтобы заставить человека поверить в себя, а не в том, чтобы он приучился зависеть от кого-то, в нашем случае - от психолога.

Очень важно правильно завершить курс консультаций психолога, чтобы не разрушить наработанное и не свести все усилия к нулю. Подготовке клиента к завершению курса обычно посвящают несколько последних сеансов, причем часто интервал между такими сеансами становится все длиннее и длиннее. Иногда при окончании курса клиенты не прощаются с консультантом навсегда, предчувствуя, что в случае стрессовых ситуаций им опять может потребоваться помощь психолога, и многие действительно возвращаются.


Автор материалов статьи: Вера Сидихина