Развитие механизма координации


Способность к координации осознанных движений приходит с опытом. Даже ходьба, обычная и повседневная последовательность движений, на определенном этапе развития представляет собой сложнейшую задачу для любого ребенка.

По мере развития детского мозга и укрепления связей между его отделами простейшие врожденные рефлексы (как, например, реакция Моро, заключающаяся в разведении рук в стороны при испуге или ощущении падения) дополняются гораздо более сложными двигательными навыками - т. н. кинетическими «мелодиями».

Ярко окрашенная игрушка привлекает внимание малыша, посылая сильный сигнал в зрительную зону коры головного мозга, но, чтобы овладеть игрушкой, ребенку недостаточно просто потянуться за ней; ему приходится передвигаться в этом направлении. В результате многократных попыток пространственных перемещений в мозге запечатлевается последовательность действий, лежащая в основе осознанного координированного движения. После обучения ползанию сигналы, поступающие от развивающегося мозга ребенка к мышцам, усложняются до тех пор, пока малыш не освоит все доступное ему пространство.

Развитие механизма координации

Как только ребенок осознает, что может сохранять вертикальное положение, мозжечок (отдел головного мозга, отвечающий за координированные сознательные действия) приступает к анализу новых команд, поступающих от центра равновесия к стволу мозга. Хождение - очередной навык, формирующийся в результате многократных попыток, осуществляя которые, мозжечок обучается совместно с моторной областью коры головного мозга вырабатывать нужные сигналы.

Отдельные фазы каждого действия, освоенного таким образом, программируются спинным мозгом, но для осуществления координированного действия необходима осознанная упорядоченность, подобная той, которую для гармоничного звучания всех инструментов оркестра обеспечивает дирижер. По мере освоения этих двигательных навыков мозг обучается работать без волевого усилия - премоторная область коры головного мозга инициирует движение, и необходимая кинетическая «мелодия» приводится в действие; в результате осуществляется необходимая двигательная активность.

Мозжечок контролирует осуществление действия, но постепенно оно приобретает все более и более автоматический характер. При нарушении привычного порядка действия возникает необходимость во вмешательстве сознательных отделов мозга, которые корректируют алгоритм действия, приспосабливая его к новым обстоятельствам.

Ответы врача невролога на некоторые вопросы читателей

У моего сына как-то внезапно появилась неуклюжесть. Перерастет ли он это состояние?

Может быть несколько причин нарушения координации движений у ребенка. На разных этапах взросления, особенно в течение подросткового периода, дети могут казаться неуклюжими в связи со снижением способности концентрироваться; любое эмоциональное расстройство оказывает то же действие. Если же неуклюжесть появляется внезапно, необходима врачебная консультация.

Человек, живущий по соседству с нами, постоянно пошатывается как пьяный, но его жена утверждает, что он страдает какой-то болезнью уха. Может ли это быть правдой?

Заболевания уха иногда вызывают нарушение координации вследствие близости расположения хрупкого органа, отвечающего за равновесие, к части уха, воспринимающей звуки. Орган равновесия информирует мозг о пространственном положении головы. Многие заболевания уха захватывают эту область и в результате получения мозгом от пораженного органа равновесия ошибочной информации о положении головы часто сопровождаются такими проявлениями, как головокружение (ощущение вращения) или слабость в ногах.


Автор материалов статьи: Вера Сидихина