Умственная отсталость у детей: развитие детей с умственной отсталостью


Осознание умственной отсталости собственного малыша - тяжелый удар. Тем не менее большинство родителей, справившись с первоначальным шоком, окружают ребенка любовью, вниманием и защитой.

По статистике один ребенок из ста рождается умственно неполноценным; он не способен нормально развиваться в силу тех или иных повреждений центральной нервной системы. Лечить такие дефекты невозможно, но каждому малышу можно помочь максимально развить имеющиеся способности путем обучения.

Дети с тяжелой умственной отсталостью: смириться с неизбежностью

Естественно, родители шокированы и расстроены, когда им сообщают об умственном отставании ребенка. Им нужно пережить это горе, прежде чем они смогут смириться с реальностью и примут решения, важные для ребенка и всей семьи.

Умственная отсталость у детей: развитие детей с умственной отсталостью

Как самые близкие люди они смогут лучше помочь малышу, если будут знать все о природе его умственной неполноценности. Вряд ли стоит колебаться, если нужно просить у врача дополнительных разъяснений, особенно когда это касается непонятных медицинских терминов. Первое, что родители захотят узнать, - в чем именно заключается неполноценность ребенка и как это может отразиться на его будущем.

Особенности детей с умственной отсталостью: степени умственной отсталости у детей

Некоторые формы умственной отсталости можно определить при рождении, другие проявляются через определенное время. Родители, обеспокоенные медленным развитием ребенка и отсутствием нормальных реакций, должны посоветоваться с врачом и, если необходимо, записаться на прием к педиатру в местной поликлинике; чем скорее они это сделают, тем раньше ребенок получит помощь.

Дети с умеренной умственной отсталостью развиваются намного медленнее обычных детей, но помощь и терпение родителей помогут им стать более-менее независимыми. Многие люди с умеренной умственной отсталостью могут научиться читать простые слова и предложения. Им не требуется постоянная помощь, они справляются с домашними делами и нередко выполняют простую повседневную работу.

Примерно у трети больных детей степень отсталости определяется как тяжелая. Но даже в этой группе существует большой разброс в способностях и потенциале развития. Дети с менее тяжелыми повреждениями центральной нервной системы обычно могут ходить, их можно научить самостоятельно мыться и одеваться.

Тем не менее, они всегда будут нуждаться в большем внимании, чем умеренно отсталые дети. Даже когда они вырастут, им все равно необходимо будет оставаться либо в семье, либо в защищенной от внешнего мира среде - специальных пансионатах или интернатах. Большинство из них не способны работать, но под присмотром могут выполнять простые задания в специальных мастерских.

Чем тяжелее состояние ребенка, тем острее проблема координации движений. Малыш менее мобилен, ему труднее дается усвоение простых бытовых навыков. Дети с тяжелой умственной отсталостью никогда не научатся мыться, одеваться и питаться самостоятельно, но они способны чувствовать любовь и привязанность окружающих и иногда реагировать на них.


Автор материалов статьи: Вера Сидихина