Безопасна ли хлорированная водопроводная вода?


Компании, которые производят и продают фильтры для воды, часто продвигают свои изделия на рынок, утверждая, что хлор, который иногда используется для очистки водопроводной воды, вызывает рак.

Утверждение звучит как искусная маркетинговая уловка, чтобы продать больше фильтров для воды. Но на самом деле это не так.

Хлор, который добавляется во многие муниципальные водопроводы, действительно может образовывать группу побочных канцерогенных химических продуктов, называемых тригалометанами.

Реакция, приводящая к образованию этих веществ, происходит, когда хлор смешивается с органическими веществами, содержащимися в воде. В результате этой реакции также образуются еще два соединения — галогенированные производные уксусной кислоты и вещество, называемое мутагеном X, или MX, — которые мало изучены, но также имеют прямое отношение к развитию раковых опухолей.

Безопасна ли хлорированная водопроводная вода?

Воздействие тригалометанов стало изучаться и обсуждаться с 1974 года, когда впервые было установлено, что они образовываются в результате реакции хлора с органическими веществами в воде. Возможно, вы слышали об одном из самых распространенных тригалометанов — метилтрихлориде, больше известном как хлороформ.

Ученые разных стран провели не менее двух десятков исследований, пытаясь выяснить, может ли обычный уровень тригалометанов, содержащихся в питьевой воде, действительно вызвать рак. Сами по себе эти исследования обычно давали противоречивую информацию о связи между рассматриваемыми явлениями. Некоторые обнаруживали сильную связь, другие не находили ее вообще.

Но самые достоверные открытия были получены благодаря мета-анализам, крупным исследованиям, которые суммировали результаты многих мелких исследований, проведенных ранее, чтобы получить более масштабную статистическую картину. Благодаря трем таким мета-анализам, проведенным с конца 1980-х годов, было установлено, что потребление хлорированной питьевой воды в течение нескольких десятилетий повышает вероятность развития рака мочевого пузыря, особенно у мужчин. В большинстве случаев выяснилось, что относительный риск рака мочевого пузыря составляет где-то между 1,2 и 1,27 — имеется в виду, что у людей, пьющих хлорированную воду, риск заболеть на 20—27% выше, чем у тех, кто пьет нехлорированную воду. И это исключая другие факторы риска — такие как возраст, социально-экономическое положение и курение.

Если вам интересно, почему именно рак мочевого пузыря, а не какого-либо другого органа, примите во внимание, что это заболевание имеет наиболее сильную связь с употреблением хлорированной воды, так как все жидкости, которые вы потребляете, большую часть времени находятся в мочевом пузыре.

В любом случае, к этим открытиям следует добавить кое-какие поправки. Часть исследований, приведенных здесь, проводилась в 1970-е годы, до того, как принятые в США нормы допустимого содержания хлорированных побочных продуктов ужесточились. Несколько агентств по здравоохранению, включая Всемирную организацию здравоохранения, также выразили сомнение по поводу какой-либо потенциальной связи между этими факторами, говоря о недостаточных доказательствах и указывая на то, что любой риск от тригалометанов и других побочных продуктов, содержащих хлор, ничтожен по сравнению с риском, связанным с употреблением нехлорированной воды. Последний довод нельзя игнорировать. Медицинская литература богата недавними примерами стран, которые снизили стандарты хлорирования воды и сразу же пережили вспышки серьезных заболеваний. Когда, например, в Перу перестали хлорировать воду, там вспыхнула эпидемия холеры, охватившая 300 000 человек.

С точки зрения чиновников здравоохранения, защита государственного водоснабжения — это поиск компромисса: с одной стороны, необходимо хлорировать воду, чтобы предупредить вспышку таких заболеваний, как холера и лямблиоз, а с другой — минимизировать риск, связанный с побочными продуктами хлорной дезинфекции.

Большинство исследований, направленных на изучение связи между тригалометанами и раком, не определили точный допустимый уровень этих веществ. Один обобщенный анализ, сделанный в 2004 году, обнаружил, что риск был наибольшим, если на протяжении долгого времени регулярно употреблялась вода, уровень тригалометанов в которой превышал 50 микрограммов на литр. В США Агентство по защите окружающей среды установило максимально допустимый уровень содержания тригалометанов в водопроводной воде, равный 80 микрограммам на литр, и максимально допустимый уровень галогеновых уксусной кислоты, равный 60 микрограммам на литр.

К счастью, в большинстве городов этот уровень гораздо ниже.


Автор материалов статьи: Вера Сидихина