Как научить малыша ориентироваться во времени?


Научить ребенка определять время по часам – задача непростая. Как правило, эту науку дети осваивают, когда уже начинают ходить в школу. Само собой разумеется, трехлетний малыш не в состоянии понять, что такое «без пятнадцати шесть» или почему цифра 8 иногда означает «восемь часов», а иногда «двадцать». Однако начинать заниматься с ребенком надо именно с двух-трехлетнего возраста.

Смена дня и ночи

Двухлетний малыш уже понимает, что существует утро (когда все просыпаются), день (когда гуляют, кушают, спят и снова гуляют), вечер (приходит с работы папа) и ночь (пора спать!). Дневной цикл, смена времени суток – это самое первое, что усваивает маленький человек.

«Вчера» и «завтра»

Следующим этапом будет осознание, что помимо «сегодня» есть еще «вчера» и «завтра». Трехлетние детки порой путаются, употребляют вместо «завтра» слово «вчера» и наоборот.

Как научить малыша ориентироваться во времени?

Могут, например, сказать: «Мы завтра были в зоопарке», или «Мы вчера пойдем в цирк». Причем вполне может быть, что в зоопарке вы были даже не вчера, а три дня назад, а цирк запланирован на конец недели. Но это нестрашно. Для трехлетнего малыша все, что уже случилось, вчера оно было или неделю назад, сваливается в одну кучу, а «завтра» – это что-то отдаленное и туманное. Главное для детей этого возраста – выучить, что «вчера» – это то, что прошло, а «завтра» – это то, что еще только будет. На остальные детали пока не стоит обращать внимание. Например, выходите вы на прогулку и видите: во дворе стоит снеговик. «Смотри-ка, – говорите вы малышу, – когда мы вчера гуляли, снеговика здесь не было. А сегодня кто-то слепил». На следующий день: «Снеговик вчера стоял и сегодня стоит. А завтра, наверное, растает, вроде потеплело».

«Сначала» и «потом»

Последовательность действий можно учить одновременно с обучением понятиям «вчера» и «завтра». Одеваете ребенка в садик? Проговаривайте все, что вы делаете: «Сначала надеваем маечку, потом – рубашечку». В скором времени кроха сам вам будет говорить, что нужно сначала надеть, а что потом. Одновременно придет и понимание того, чем эти два понятия отличаются.

«Час», «минута», «секунда»

К пятилетнему возрасту ребенок, как правило, уже хорошо знает цифры. А значит, его можно знакомить с циферблатом. Но до этого проведите подготовительную работу – сделайте понятия «час», «минута» и «секунда» для ребенка вполне обыденными, привычными. Проще всего, конечно, использовать для этой цели конкретные примеры. «Час» – столько нужно, чтобы доехать до дачи; «минута» – спуститься на улицу; «секунда» – один раз в ладоши хлопнуть. Так, привязывая к часам и минутам привычные для малыша события, вы постепенно сформируете у него чувство времени.

Знакомство с циферблатом

Купите для тренировки игрушечные часы с большим циферблатом. И, желательно, со снимающимися стрелками. Тем более что в начале обучения минутную стрелку придется убрать, чтобы не запутать малыша. На этом этапе одной из самых сложных задач будет – разобраться, почему на циферблате цифр всего 12, когда часов в сутках 24. Можете дать ребенку такое объяснение: «24 – это много. Если написать все цифры на циферблате, круг получится очень большим. Вот люди и придумали, чтобы часовая стрелка за сутки два раза круг проходила». В принципе, если до школы ребенок научится понимать часовую стрелку, ориентироваться по ней – это уже хорошо. С минутной стрелкой – куда сложнее! Здесь придется объяснять, что расстояние между ближайшими цифрами на циферблате равно пяти минутам, что в одном часе шестьдесят минут и т. д. Дошколенку все это очень трудно понять. И если на данный момент задача кажется вам невыполнимой, не расстраивайтесь. В конце концов, это лишь вопрос времени. Ребенок подрастет, и все получится!


Автор материалов статьи: Вера Сидихина