25 полезных вещей, которым мы должны научить своих детей

Незаметно для нас дети приобретают на всю оставшуюся жизнь определенные привычки. В формировании некоторых из них мы бессильны что-либо изменить - их диктует природа и среда, находящаяся вокруг ребенка. Но некоторым вещам мы можем обучить своих детей с маленького возраста, которые в будущем помогут им взаимодействовать друг с другом и взрослыми людьми.

1. Быть вежливыми. Употребление слов «спасибо», «извините», «пожалуйста», а также умение говорить добрые слова очень помогают в жизни. Хорошие манеры и позитивное поведение делают проще общение между незнакомыми людьми, весомо украшают речь, помогают расположить к себе собеседника.

2. Уметь отказывать и говорить «нет» - чрезвычайно важные навыки. Незнакомому дяде по пути из школы, зазывающему пройти вместе с ним посмотреть котенка или еще что-нибудь, заманчивое для детей. Однокласснику, который периодически одалживает вещи и забывает отдавать их без многократных напоминаний. Ровеснику, подзадоривающему выпить коктейль на детской вечеринке. Кому бы ни предназначался отказ, ребенок должен четко понимать, что в целях своей же безопасности, сохранения самоуважения и уважения к личному времени нужно быть непреклонным и говорить твердое «нет».

25 полезных вещей, которым мы должны научить своих детей

3. Соблюдать личную гигиену. Приучить малышей заботиться о чистоте собственного тела следует с раннего детства: придя с улицы, туалета или после грязной работы мыть руки, чистить зубы, принимать душ и уметь пользоваться средствами гигиены, регулярно стричь ногти. Эти хорошие привычки сослужат службу на всю последующую жизнь. Всем приятно иметь дело с аккуратными и опрятными людьми, изначально располагающими к своей персоне внешним видом.

4. Не опаздывать к назначенному времени. Непунктуальные люди всегда раздражают тех, кто их ожидает. Непунктуальность может подвести и в школе, и на службе. С медлительными детьми с раннего возраста нужно взять за правило выдвигаться из дома на 10-15 минут раньше, готовить учебники и гардероб с вечера. Это поможет избежать утренней суматохи. Самим родителям следует показывать пример точного прихода к конкретному времени на праздники, в кинотеатр или к врачу.

5. Соблюдать жизненно важные правила безопасности. Эти правила, пока ребенок еще мал, придется выработать до автоматизма. Если нужно, следует повторять правила десятки и сотни раз, пока они не отпечатаются в памяти. Основные правила безопасности: нельзя перебегать дорогу при красном свете светофора, нельзя играть на дороге, нельзя перевешиваться через открытое окно, пользоваться электроприборами можно только согласно инструкции или объяснению взрослого, нужно предельно осторожно обращаться с огнем. К этому списку каждый родитель должен добавить собственные правила безопасности в зависимости от среды и обстановки, в которой растет ребенок.

6. Уметь слушать. Этот навык пригодится и в школьное время, когда на слух нужно воспринимать значительный объем информации, и в работе, при прохождении собеседований и проведении переговоров. Да и в межличностных взаимоотношениях люди, умеющие слушать, становятся желанными друзьями и собеседниками. Родителям важно научиться внимательно слушать своих детей. Особенно важно научить ребенка дождаться очереди, чтобы высказаться, быть внимательным, не переспрашивать и не перебивать других.

7. Уметь сосредотачиваться. Современные дети значительно менее усидчивы и не могут сконцентрироваться на одном занятии и довести его до конца. В наших силах научить детей не отвлекаться на разные мелочи, отсекать лишнее, сосредоточиваться на определенном деле, и только после его завершения браться за другое.

8. Класть вещи на место. Этот навык сродни аккуратности, но пригодится на всю жизнь. Такие дети в будущем будут всегда содержать в порядке не только собственное пространство, но и рабочее место, автомобиль и т.п. Важно научить ребенка убирать свои игрушки, складывать мелкие предметы по местам, вешать на место одежду. Немаловажно следить за тем, что бы ребенок клал все ровно и аккуратно, а не хаотично.

9. Просить прощения. Нельзя вкладывать в голову ребенка догму, что все его ошибки постыдные, а любая оплошность является чем-то ужасным. Но простое слово «извините» должно быть в лексиконе. В ситуациях, когда наступил человеку на ногу, случайно толкнул или обидел, что-то уронил, нужно научить ребенка извиняться. Это слово должно быть в обиходе повседневной жизни родителей. Умение попросить прощения поможет наладить взаимоотношения, а еще убрать тяжелый груз с души и гложущее чувство собственной неправоты.

10. Уметь хорошо читать. Читающему человеку не бывает скучно, литература расширяет кругозор и формирует речевую грамотность. Чем раньше в обращении ребенка окажутся книги, тем ярче и интереснее будет его жизнь.

11. Питаться правильно. Все дети копируют пищевые привычки своих родителей. Если хочется, чтобы дети ели здоровую пищу, начать следует с себя и той еды, что мы ставим на стол. Сильно привередливые дети даже из правильного набора продуктов сделают список исключений. Тем не менее, часть полезной пищи будет в ежедневном детском рационе. При этом на весах исключение вредного или увеличение полезного должно перевешивать исключение. Многие родители стремятся до невозможности расширить полезный список продуктов в детском рационе, но лучше пусть их будет около десятка, чтобы не вызвать полного отрицания «невкусной» на детский взгляд еды.

12. Уметь знакомиться. Уже с детсадовского возраста можно научить ребенка подходить к другим деткам и вежливо интересоваться, можно ли ему поиграть вместе с ними. Первое время кто-то из родителей должен брать функцию лидера на себя и сам спрашивать у ребенка на площадке, как его имя, чтобы дети видели и понимали, как заводить дружбу и знакомства.

13. Уважать личное пространство каждого. Некоторым общительным детям кажется абсолютно нормальным явлением через пять минут после знакомства уже сидеть на коленях и целовать в щеку нового знакомого. Но далеко не все готовы радостно принять такое искреннее и доверительное отношение к себе. Деток с открытым характером, быстро идущих на контакт, нужно мягко приучить к пониманию личного пространства, объяснять, насколько близко допустимо подходить при беседе с незнакомым человеком, с кем можно смело обниматься и целоваться, а с кем эти действия неприемлемы.

14. Выражать свои чувства и накопившиеся эмоции. В стрессовых или нестандартных ситуациях и родителям, и детям необходимо обозначать, что происходит внутри них. Когда случаются ссоры, обязательно научиться рассказывать о своих чувствах, уметь выразить словами свою боль, обиду, страх и волнение. Умение на словах выражать чувства поможет справиться с любыми стрессовыми факторами и не держать свои переживания внутри.

15. Уметь задавать вопросы. Забавный возраст почемучек играет важнейшую роль в формировании познавательного мышления. Все вопросы, даже самые необычные, необходимо поощрять и обязательно удовлетворять детскую любознательность. В дальнейшем дети без страха будут задавать вопросы учителю, будут полны стремления познать природу тысячи вещей. Такие дети вырастут неравнодушными людьми.

16. Уметь сочувствовать и сострадать. Помощь раненому животному, покупка продуктов для старого одинокого человека, благотворительный взнос помогут ребенку понять, что мир не крутится только возле его персоны. Честный разговор о проблемных жизненных ситуациях и людской боли чужих людей, помогут научиться ставить себя на чужое место и понять, как по-разному могут сложиться обстоятельства.

17. Всегда содержать вещи в порядке и опрятности. Умение аккуратно складывать одежду в шкафу, организовать школьные принадлежности, рассортировать свои творческие предметы здорово упрощает детский быт. Родителям нужно самим решить, с какого возраста можно доверить ребенку уборку собственной территории. Но до того момента, когда этот вопрос будет окончательно под детской ответственностью, посильная помощь родителям должна войти в хорошую привычку. Нельзя превращать бытовую помощь в товарные отношения между ребенком и родителями, что часто происходит, когда ребенок постоянно поощряется чем-то взамен на определенный труд.

18. Готовить еду. Детям, умеющим сделать бутерброд и самый простой салат, легче освоиться в походах, они могут помочь на семейных праздниках и пикниках. А если родители заняты или отсутствуют, ребенок не будет чувствовать себя беспомощным.

19. Делать зарядку. Если спорт с детства становится частью жизни, ребенок будет здоровым и активным. Если ребенок не тянется к секциям и бассейну, а увлечен книгами и творчеством, то самая простая привычка выполнять утреннюю зарядку поможет легко просыпаться и приводить мышцы в тонус.

20. Уметь выступать на публике. Некоторым родителям заученные четверостишия про елочку в детском саду кажутся пережитками прошлого. Тем не менее, это первый и важный опыт публичных выступлений, с которыми придется столкнуться и в школе, и в институте, и на работе. Тактике легкого преодоления страха выступлений психологами посвящены тома книг. В родительской же власти подбадривать и радоваться детским песенкам и стишкам для Деда Мороза, а со школьной скамьи постоянно помогать продумывать собственную концепцию выступлений и настраивать на успешность публичного монолога.

21. Понимать природу и суть денег. Начальное представление о деньгах малыш получит, по-детски играя в магазин, но реальную цену заработанным деньгам он познает не скоро. Задача родителей – до начала самостоятельной жизни детей обучить их элементарной финансовой грамотности. Каждому родителю нужно решить, чему именно обучить своего ребенка: как вести бюджет, экономить, оплачивать счета, откладывать часть заработанных средств или инвестировать их. Важно, чтобы дети понимали, каким образом умело распоряжаться денежными средствами.

22. Верить в лучшее. Очень полезное качество, ведь оптимистам легче живется в любые времена, в конце тоннеля они всегда видят свет. Не в нашей силе повлиять на то, каким типом темперамента одарит природа наших детей, но мы можем помочь меланхоликам вырабатывать уверенность и настроить их на лучшее. Да и просто верить в своих детей и личным примером показывать позитивный взгляд на любые жизненные ситуации.

23. Доводить начатое до конца. Непреклонное упорство и стремление сделать то, что не получается – довольно редкие детские качества. Но все-таки их следует развивать, ведь будущее преподнесет такие задачи, которые нельзя запросто бросить. Чтобы ребенку было проще добиваться поставленной цели, следует озадачивать его простыми вещами и постепенно повышать их сложность. При возникших трудностях нужно показывать, как можно попросить о помощи, как найти способ решения проблем и довести начатое до конца. В финале важно дать ребенку прочувствовать моральное удовлетворение от хорошо сделанной и завершенной работы.

24. Уметь делиться. Некоторые психологи говорят, что не нужно принуждать ребенка делиться, если он этого не желает. В этом есть логика, ведь так трудно и нам, взрослым, расставаться с чем-то ценным для себя. Но все-таки имеется огромный человеческий смысл в умении разделить то, что есть у тебя, с другим человеком.

25. Заботиться о близких. Понимать, что близкие нуждаются в заботе и участии, предложить свою помощь просто так, бескорыстно – очень важно для дружбы, да и для семейной жизни. Дети должны уметь отдавать свою любовь, силы и время бескорыстно, не задумываясь о том, что можно получить взамен.

Автор материалов статьи: Вера Сидихина