Существуют ли трудные дети, или же это вина родителей?


Во многих семьях, детских садах и школах есть дети с репутацией трудного ребёнка. Всё больше маленьких пациентов подвергаются терапии из-за их проблемного поведения. Мы наблюдаем рост количества детских психологов и введение новых препаратов против СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности). Исследование, проведенное Институтом Роберта Коха в Германии, пришло к выводу, что более 20 процентов всех детей имеют серьёзные проблемы с поведением. Трудны ли все эти дети на самом деле, или это всё же вина взрослых? Каковы истинные причины неуправляемого поведения и как с ним бороться?

У каждого ребёнка свой темперамент

Во-первых, каждый ребенок обладает индивидуальным темпераментом и определёнными чертами характера. Это означает, что начиная с младенческого возраста каждый малыш по-своему начинает выражать свои недовольства. Некоторые малыши во время небольшого чувства голода начинают яростно кричать, когда другие ведут себя намного сдержанней. В то время, когда одни дети очень легко идут на контакт с посторонними, другие лучше понаблюдают за чужаком с дистанции. Один ребёнок может легко справится с обидой или разочарованием, а другой просто буквально в истерике бросается на обидчика с кулаками.

Существуют ли трудные дети, или же это вина родителей?

Наиболее трудными считаются своевольные, агрессивные и чересчур беспокойные дети. Однако, пассивные, замкнутые и наблюдательные дети, которые также могут иметь поведенческие проблемы, редко считаются трудными. Сложный темперамент ещё не означает, что ребёнок является проблемным или станет им в будущем. В этом вопросе имеет большое значение адекватный и пристальный воспитательный процесс.

Симптомы больных отношений между детьми и родителями

Отсутствие ограничений со стороны родителей, влияние средства массовой информации и балованный единственный ребёнок в семье – существует много объяснений росту числа проблемных детей. Многие подходы решения данной проблемы полагают, что расстройство в поведении является результатом нарушения отношений между детьми и родителями. По мнению детского психиатра Павла Петренко, подобное нарушение отношения проявляется в том случае, если к ребёнку относятся как к взрослому члену семьи, который обязан участвовать в принятии всех серьёзных решений. Другие родители воспринимают ребёнка как часть себя, которая должна действовать в такт с ними. Если ребёнок не действует так, как нужно, то поиск причин ведётся абсолютно в не правильном направлении. Часто виной всему становятся школьный учитель или ложное поведенческое расстройство в виде гиперактивности.

Маленькие детки, большие неприятности

Чаще всего мальчики считаются проблемней, чем девочки. Детский психолог Александр Першин приводит в качестве одной из основных причин доминантность матери на фоне отсутствия отца в семье. Особенно негативное последствие имеет не продолжительное отсутствие отца, а его роль в качестве малозначительной, второстепенной и мало чего решающей фигуры. Подобный образ отца создаётся в связи с тем, что вследствие развода родителей бывший супруг, как правило, перестаёт иметь большое значение в жизни матери ребёнка. В центре внимания матери оказывается сын, и она начинает недоверчиво относиться к его общению с отцом. Таким образом, отец всё больше отходит на второй план, чем в свою очередь зарабатывает критику со стороны матери. Образуется замкнутый круг, в котором мать всё больше начинает фиксировать всё своё внимание на сыне и тем самым баловать его. У мальчика начинает создаваться ложное впечатление того, что всё должно вращаться вокруг его потребностей и нужд. Это ложное впечатление ребенок привносит с собой во внешний мир и начинает всё больше сердиться, когда внешний мир не реагирует так, как он этого ожидает.

Поиск истинных причин?

Чтобы найти истинные причины проблемного поведения ребёнка, родители должны задаться следующими вопросами:

1. Получает ли ребёнок достаточно любви, похвалы и поощрения?

2. Насколько высоким и частым бывает уровень стресса в семье?

3. Соответствуют ли ожидания реальности? При чётко сформированном родителями образе, каким ребёнок должен быть на самом деле, разочарований просто не избежать.

4. В каких отношениях вы находитесь с вашим ребёнком? Относитесь ли вы к нему как к взрослому члену семьи?

5. Какую роль играет отец в воспитание ребёнка?

Родители должны сделать всё, что от них зависит. А от них зависит многое

Для улучшения положения дел, родителям следует предпринять следующие:

1. Уделите ребёнку достаточно времени. Речь идёт не о распланированной программе, а о безмятежном времяпровождении.

2. Позитивное внимание должно проявляться в высокой степени. Подчеркните сильные стороны ребёнка.

3. Никогда не впадайте в ругательства на повышенных тонах при негативном или агрессивном поведение ребёнка. Старайтесь выражаться убедительно, но спокойно.

4. Выказывайте сочувствие («Тебе действительно задали очень много домашней работы»)

5. Награждайте ребёнка звёздочками или смайликами за хорошее поведение: после того как ребёнок соберёт четыре звёздочки, он будет поощрен небольшим подарком.


Автор материалов статьи: Вера Сидихина