Заикание - речевой дефект или болезнь?

Что общего между великим французским полководцем Наполеоном, актрисой Мэрилин Монро, писателем Льюисом Кэрроллом и выдающимся ученым Исааком Ньютоном? Конечно, известность и талант. Но, кроме того, все они когда-то заикались.

Так что такое заикание и в чем его суть? Это явление можно выразить простыми словами: нарушение плавности и ритма речи, порождающее для человека немалые трудности в живом, устном общении. Наука нам дает несколько иное определение, но смысл от этого не меняется: «Заикание – расстройство темпо-ритмической организации речи, возникающее вследствие судорожных сокращений мышц речевого аппарата».

История заикания

Заикание появилось, предположительно, вместе с зарождением речи – его описание можно встретить в древнейших текстах. Недугом страдали египетские фараоны и персидские цари, пророк Моисей и римский поэт Вергилий, а Плутарх описывает в своих трудах методы и приемы, которыми пользовался греческий оратор и философ Демосфен для избавления от болезни. Последний успешно боролся с заиканием, набирая мелких камешков в рот и декламируя под шум морских волн, пытаясь говорить громче звука прибоя. Помимо этого, он упражнялся в мысленном беззвучном проговаривании слов в безлюдном месте и выбирал пример для подражания – человека для перенятия от него темпа речи, жестов и мимики во время произнесения слов.

Заикание - речевой дефект или болезнь?

Заикание – универсальный феномен, встречающийся во всех возрастах, культурах и расах земного шара. Он не испытывает почтения ни к положению в обществе, ни к социально-экономическому статусу, как ярко демонстрирует пример короля Великобритании Георга VI, потратившего не один год на занятия с логопедом – ему необходимо было часто выступать на публике, а появление радиовещания едва не превратило жизнь титулованной особы в ад.

Статистика заикания

В разных странах мира процентное соотношение заикающихся неодинаково и, видимо, зависит от национальных особенностей темперамента, сильно влияющих на такие особенности языка как интонация, темп, расстановка пауз и ритм. В Европе количество заикающихся увеличивается с востока на запад: русские – 1,2 %, немцы – 2 %, французы – почти 6 %. Данная аномалия в большинстве случаев возникает в период наиболее бурного речевого развития – у детей 2-5 лет. При этом девочки страдают от нее в 6 раз реже мальчиков, и причины такой диспропорции до сих пор не выяснены.

Механизм заикания

Что происходит при заикании и каков его механизм? На поверхности лежит общеизвестный факт, что заикание является результатом кратковременных или длительных сильных сокращений мышц речевого аппарата: глотки, гортани, мягкого неба, нижней челюсти, языка и губ, к которым иногда присоединяются судороги конечностей и лица – тики и насильственные непроизвольные движения. Причины этого явления лежат глубоко, в центре управления человеческого организма – головном мозге.

Еще в раннем детстве, дабы мы могли общаться не только с помощью жестов и гримас, именно там формируются три важнейшие структуры, отвечающие за слаженную речь: центр Вернике распознает на слух речь, центр Брока контролирует работу речевых связок и мышц, ассоциативный центр анализирует услышанное высказывание и решает, о чем говорить дальше. Они образуют так называемые речевой круг: слуховой центр воспринимает фразы и командует ассоциативному центру думать. Тот в свою очередь, подумав, запускает голосовой центр, который активизируясь, позволяет нам ответить и тут же вновь «перезапустить» центр слуха. И так далее.

Современная медицина объясняет механизм заикания следующим образом. В 2-6 лет, когда эти образования только формируются, бывает достаточно небольшого нервного потрясения для нарушения их работы. Как говорится, одно неосторожное слово может разрушить хрупкое равновесие. И не только слово… Например, переучивание левшей в правшей, столь популярное в былые времена, являлось куда более сильным психическим стрессом. Некоторым детям хватает испуга от внезапного прыжка кошки со шкафа, перенапряжения от заучивания непомерно большого количества стихов, случайного просмотра «ужастика» по телевизору или поучающей фразы родителя: «Не можешь высказаться нормально - молчи!», чтобы возникло сильное внутреннее противоречие и центр Брока перевозбудился, увеличивая скорость своей работы.

Перевозбуждение самого мощного речевого центра приводит к временному размыканию вышеописанного круга, высокочастотные нервные импульсы вызывают мышечный спазм и ребенок начинает заикаться. Частота этих импульсов и согласных звуков очень близка, поэтому «спотыкание» практически никогда не возникает на гласных, почти всегда на согласных.

Интересно еще то обстоятельство, что человек при разговоре синхронно проговаривает речь собеседника без ее озвучивания, то есть происходят неосознанные сокращения мышц речевого аппарата. Этим объясняется плохой «старт» речи заикающегося – из-за повышенного мышечного тонуса он не успевает «допроговорить» чужую речь в том момент, когда ему уже надо бы ответить.

Как распознать заикание? – признаки и классификация

Формально выделяют следующие разновидности дефекта речи:

1. Тоническая;

2. Клоническая;

3. Смешанная.

Первая из них характеризуется наличием пауз, прерываний в словах: авт…обус, гл…обус, м…ячик. Вторая выражается в повторении отдельных слогов и звуков: па-па-па-па-па-пароход, м-м-м-м-м-м-мячик. При третьей наблюдается сочетание вышеописанных речевых расстройств.

Существует также разделение заикания на две клинические формы:

  • неврозоподобная;
  • невротическая (логоневроз).

При неврозоподобной форме дети обычно немного отстают от сверстников в умственном и физическом развитии, говорить начинают поздно. При их обследовании выявляется дизартрия – нарушение артикуляции вследствие поражения нервов глотки и некоторых отделов головного мозга, а на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) отмечается пограничное либо патологическое изменение биоритмов.

Невротическая форма подразумевает под собой раннее или нормальное речевое развитие детей без каких-либо неврологических нарушений. Их ЭЭГ отражает достаточно гармоничное функционирование головного мозга, а заикание возникает, как правило, при стрессе – в спокойной обстановке ребенок может говорить чисто и без запинок. Для этой группы пациентов также характерна логофобия – страх говорить, страх речи, и избегающее поведение – всяческие уловки, позволяющие не разговаривать. Причем уловки могут быть как невинными, например, изображение обиды и выход из комнаты, так и тотальными, вплоть до выбора профессиональной деятельности, не требующей устного общения с людьми (технические специальности, фриланс в сети Интернет).

Признаки начальной стадии заикания у детей:

  • избегание общения, замкнутость;
  • речь с резкими подъемами и спадами громкости голоса;
  • внешне заметное напряжение лица и шеи;
  • расстроенный вид;
  • растягивание звуков и частые повторы слов.

Как бороться с заиканием? Нужно искать его первопричину. Делать это можно самыми различными способами, но наиболее правильный - посещение психолога, логопеда или врача психотерапевта.

Автор материалов статьи: Вера Сидихина