Игры для улучшения навыков чтения

Успехи ребёнка в школе во многом зависят от того, насколько бегло он читает. Маленький школьник быстро раздражается, если запинается о слова и не сразу может прочесть предложение. Помогите своему ребёнку заложить фундамент навыков чтения и понимания прочитанного с помощью интересных игр.

Совместное чтение

Не прекращайте совместные чтения с ребёнком после того, как он пошёл в школу. В младших классах детям желательно читать сказки и простые рассказы, потому что у нехудожественной прозы другая, более сложная структура. Выбирайте интересные истории, захватывающие внимание малыша, тогда он с нетерпением будет читать дальше, чтобы узнать, что случится с персонажами. Меняйтесь местами с ребёнком: сначала вы читайте ему, а затем предложите, чтобы он почитал вам.

Фонетический метод

Игры для улучшения навыков чтения

Цель фонетического метода обучения чтению – понять взаимосвязь между буквами и звуками. Ребёнок читает быстрее и увереннее, когда понимает, как звучит каждая буква. Ему легче и приятней будет прочесть сказку, если вы заранее укажите на незнакомые слова. Пусть он произнесёт это слово, по одной букве за раз. А затем помогите ему прочесть весь рассказ, чтобы он мог увидеть слово в контексте. Так ему легче будет запомнить звучание букв и понять, по какому принципу из них складываются слова.

Повторение стихов

Изучение песен и стихов тоже поможет усовершенствовать навыки чтения. Вместе с ребёнком повторяйте короткое стихотворение из 3-5 строк с легко запоминающимися рифмами. Повторяйте до тех пор, пока он его не запомнит. Затем дайте ему прочитать это стихотворение, указывая пальцем на каждое слово. И наоборот, попросите его указывать на произносимые вами слова, когда вы читаете стихи вслух. Такие упражнения помогают ассоциировать напечатанные слова с произносимыми звуками, позволяя читать быстрее.

Расшифровка слов

Устройте игру, обучающую, как дополнять слово недостающими звуками. Начните с простых коротких слов, чтобы он ощутил уверенность в своих силах. Напишите на карточке первую часть слова, например, «пол», а на других карточках напишите вторую часть: «-е», «-ка», «-ьза», «-оса», «-яна». Затем читайте предложения, в которых используется каждое из слов, и предложите ребёнку заполнить пробел. Например, напишите «В <пробел> растут цветы». В конце малыш может прочесть каждое предложение вслух.

С выражением

Скорость чтения определяется не тем, насколько быстро ребёнок выговаривает слова, а насколько связно он произносит фразу целиком. Вам следует помочь ребёнку развить привычку к чтению, научив его читать с выражением. Покажите на собственном примере, где нужно делать паузу, как отмечать интонацией знаки препинания. Пусть он выберет одного персонажа из рассказа и прочитает его реплики с выражением, а вы читайте всё остальное.

Автор материалов статьи: Вера Сидихина