Хвалить ребенка или критиковать?


Поведение детей наиболее часто соответствует прикрепленному ранее "ярлыку". Именно поэтому "спокойные" и "послушные" - ведут себя хорошо, "забияки" - дерутся и ругаются, "умные" и "талантливые" малыши достигают значительных успехов, а "тугодумы"Поведение детей наиболее часто соответствует прикрепленному ранее "ярлыку". Именно поэтому "спокойные" и "послушные" - ведут себя хорошо, "забияки" - дерутся и ругаются, "умные" и "талантливые" малыши достигают значительных успехов, а "тугодумы" с трудом осваивают новые знания. Поэтому в отношении детей очень важна осторожность в вынесении суждений – малыши не способны отличить справедливый укор от несправедливого и воспринимают сказанное вами утверждение как факт и впоследствии свое поведение «подстраивает» под сложившийся стереотип. Своими повторяющимися и непродуманными высказываниями взрослые постепенно могут навязать ребенку любую «правду» о нем. Поэтому малышу, от которого никто не ждет ничего хорошего, очень тяжело чего-либо добиться в жизни.

Хвалить или критиковать. У каждого человека есть более или менее положительные черты, однако то, что другие говорят и думают о нас, прямо влияет на то, что мы сами думаем о себе. Если положительных слов много, то мы строим хороший образ собственной личности. Если преобладают отрицательные высказывания – наша самооценка занижается.

Хвалить ребенка или критиковать?

Дети, которые верят в свои почти неограниченные возможности, имеют высокую самооценку и смело встречают трудности, не боясь их. К заданиям, встречающимся на их пути, они подходят с энтузиазмом и энергией, охотно берутся за выполнение трудных дел. И когда они достигают успехов – их самооценка возрастает, и они готовы приступить к решению следующих, более сложных задач, ведь для них это реально. Причину неудач, которых встречается сравнительно мало, такой ребенок ищет не в себе, а в неблагоприятном стечении обстоятельств.

Ребенок с низкой самооценкой чаще старается отгородиться от внешнего мира. Он боится принимать важные решения, не верит в себя, в свои знания и умения, в свою удачу. Он заранее уверен, что любое его действие обречено на провал и таким образом выбирает пассивность и самоустранение. Если такому ребенку все-таки придется действовать, он сделает это с большим нежеланием и внутренним сопротивлением, без активности, энергии и энтузиазма. Однако такое действие, выполненное без убеждения, зачастую оказывается неэффективно. В этом случае самооценка малыша еще больше занижается. Если же ему удается достичь успеха, это воспринимается как случайность или счастливое стечение обстоятельств.

Итак, зная, что будущие жизненные успехи ребенка напрямую зависят от того, что он будет сам о себе думать, мы можем предпринять некоторые действия, способные сформировать его высокую самооценку.

  • Ожидайте от детей только хорошего;
  • Говорите о том, что вы верите в их успехи и достижения;
  • Не критикуйте мечты, считая их нереалистичными;
  • Применяйте критику по отношению к действию, а не к ребенку;
  • Давайте ребенку время самому находить решение;
  • Помогите малышу, если возникнет такая необходимость;
  • Как можно чаще выражайте свое восхищение и высокую оценку действиям ребенка;
  • Хвалите его за конкретные выполненные действия;
  • Не преувеличиваете недостатки.хвалить ребенка.

И знайте, то, во что мы искренне верим, становится нашей действительностью.


Автор материалов статьи: Вера Сидихина