Тихие дети: какие они?


Условно детки делятся на шумных и тихих. Первых – большинство, но и тихонь немало. Почему дети бывают шумными или тихими? И как вести себя и с теми, и с другими?

Наверное, многие родители были свидетелями такой сцены в детском саду: малыш устраивает истерику, кричит, ревет. И все спешат его успокоить, приласкать. Всеобщее внимание направлено к этому молодому скандалисту. А в то же время другая тихая девочка, попрощавшись с матерью, сидит спокойно в уголке.

Эта малышка очень долго и крепко обнимала свою маму, никак не решаясь расстаться. Но маме пора бежать на работу, и она, целуя дочку, уходит, помахав рукой на прощание. И никто этого не замечает, кроме самой девочки Лиды (назовем ее так). Потому как все очень заняты юной скандалисткой Ирой.

Ирочку успокаивают, вытирают ей слезки с опухшего, покрасневшего лица, а в это время Лидочка сидит тихонечко, сжавшись в уголке. Но она не плачет и ничего не требует, поэтому никто на нее внимания особо не обращает.

Тихие дети: какие они?

После зарядки и завтрака, уже на прогулке Ирочка, забыв свои страдания, весело играет и бегает. Лидочка тоже играет, но как-то вяло и печально, и не другими детками, а сама с собой.

А когда дети возвращаются в группу, обнаруживается, что обе девочки – подруги. И здесь они играют вместе, только Лида постоянно уступает во всем Ире, чтобы та не скандалила.

Но однажды Лида подошла и заявила воспитательнице: “Меня Ира ударила”. Причем она не ябедничала, а сказала с большим удивлением в голосе – даже лучшая подруга бьет, и от остальных хорошего не жди.

Но все же воспитатели ею очень довольны. Ее почти не слышно, она не доставляет особых проблем. Она послушная. Идеальный ребенок!

А вот Ира – капризная, взрывная. С ней проблем не оберешься. С ней всегда нужно быть начеку.

Поэтому и напрашивается вопрос: если малыш рыдает в три ручья и бьется в истериках – хорошо или нет? Нет, не для взрослых, а для него самого?

Получается, что эти дети психологически более устойчивы. Та же Ира, выплеснув при помощи истерик свои негативные эмоции, быстро успокоилась и замечательно себя чувствует. Эмоции яркие, но кратковременные. Как спичка: быстро вспыхнет, и также быстро гаснет. И получается, что таким детям подобная эмоциональная разрядка приносит определенную пользу: они избавляются от негатива, выплеснув его, и восстанавливают гармонию в своей душе.

А что насчет сдержанных детей, таких как Лида, которые прячут свои эмоции глубоко в душе?

Часто причиной такого поведения малыша является повышенная чувствительность и ранимость. Он замечает то, на что другие дети просто не обращают внимание. Например, ребенок может наотрез отказаться посещать детский сад из-за того, что воспитательница нечаянно назвала неправильно его имя (вместо Коля – Толя).

Конечно, обидеться может любой ребенок, даже школьник. Ведь назвать человека другим именем – символически отрицать его существование. Но такая обида должна длиться не больше минуты. К сожалению, не у всех.

Получается, что дети-интроверты часто не могут проявить свои эмоции, и эти эмоции (негативные) “поедают” их изнутри. А взрослые об этом часто и не догадываются.

У шумного ребенка все понятно. Всеми своими действиями он привлекает внимание взрослых, что для всех детей очень важно. А тихони страдают от недостатка этого внимания. Он такой тихий, и не может заставить заметить себя – от этого страдает еще сильнее.

Однако из тихонь часто вырастают тонкие и творческие натуры. Могут получиться неврастеники, а могут – музыканты, писатели или ученые. В основном, шумные детки, когда вырастают, могут легко приспосабливаться к любым условиям жизни и становятся “обычными” людьми.

Наше общество ориентируется на потребности большинства, состоящее из шумных детей, поэтому тихим детям приходится находиться на обочине жизни, оставляя для себя норки, где можно всегда спрятаться. А начинается это в детском саду.

Огромной проблемой для тихих деток является и массовое обучение в школах и садах. Шумные дети чувствуют себя там комфортно. А тихони могут хорошо учиться, но им там неуютно.

Получается, что быть шумным хорошо, а тихим плохо? И тихость – недостаток?

Нет, это индивидуальность. И особая чувствительность – достоинство. Такие дети наблюдательны, и могут достичь больших успехов в творческой и интеллектуальной деятельности. Из таких детей получаются отличные психологи, ведь они хорошо различают мелочи человеческих отношений. Они очень упрямы, и трудно поддаются чужому влиянию.

А проблемы часто с тихонями возникают из-за того, что взрослые не могут найти к ним правильный подход. С тихими детьми труднее. В них порой сложно разобраться, они глубже и сложнее. И не нужно их подгонять под общие стандарты.

Поэтому, если ребенок не плачет и не создает шума, это не означает, что с ним нет никаких проблем. Как говорится: тихая вода глубока.


Автор материалов статьи: Вера Сидихина