Как развивать детскую фантазию?


Для начала нужно понять, зачем развивать фантазию ребенка, если и без фантазии живется не так уж плохо? Недооценивая значение детской фантазии, многие родители лишают своих детей той радости, которую приносит им детство. Воображение лежит в основе всего сложного процесса обучения, если ребенок не сможет представить себе определенную ситуацию, он окажется не в состоянии найти ответ даже на саму простую логическую задачу. Тем более воображение требуется для совершенствования в любом творчестве, ведь прежде чем воплотить идеи в материальном мире, необходимо создать образы в своей собственной голове. А иначе никак.

К великому сожалению современные игрушки убивают воображение детей, как говорится, на самом корню. Прежде у каждого ребенка имелся довольно стандартный и ограниченный набор игрушек, частично купленных в магазине, частично изготовленных из разных подручных средств. Дети учились играть с помощью самых нехитрых приспособлений, дополняя свою игру собственной фантазией. В течение игры самый простой кубик мог выполнять функции трактора, паровоза, утюга или фонендоскопа, в зависимости от сюжета ролевой игры.

Как развивать детскую фантазию?

А что происходит сегодня? У каждого малыша уже имеется довольно серьезный арсенал высокоспециализированных игрушек. Например, пожарный автомобиль, изготовленный взрослым человеком, не наигравшимся в детстве. Безусловно, этот автомобиль можно выставлять в музее, как миниатюрную копию самого настоящего пожарного автомобиля, но как, скажите пожалуйста, с ним играть? Тоже самое касается и других игрушек, представляющих собой уменьшенные копии приборов бытовой техники, электроники и так далее. Играть такими игрушками может только взрослый человек, который точно знает что, к чему и зачем.

Сегодня многие родители жалуются на то, что дети потеряли интерес к игре. А чего еще можно было ожидать? Практически в каждом доме, где есть маленький ребенок, пылятся горы игрушек, которые вызывают интерес, продолжительность которого колеблется от тридцати минут до часа в самом лучшем случае. После того как игрушка будет внимательно осмотрена и ощупана, а все ее детали проверены на прочность с помощью пальцев и зубов, она отправляется в общую кучу, так как ребенок теряет к ней всякий интерес. И этому есть вполне разумное объяснение, слишком подробно выполненный макет убивает фантазию, а без фантазии нет игры.

Помните, еще двадцать лет назад одной из самых популярных игр для девочек была картонная кукла с бумажными одежками. Оные модельерши увлеченно придумывали, рисовали, раскрашивали и вырезали наряды для своих кукол. Сегодня девочек лишили и этого удовольствия. Зачем что-то рисовать и выдумывать, когда имеется огромный ассортимент уже готовых нарядов. Безусловно, отпечатанные в типографии наряды не идут ни в какое сравнение с теми, которые когда-то рисовались от руки. Сегодняшние кукольные одежки намного качественнее, но никто не подумал о том, что лишив эту игру элемента фантазии, производители убили весь интерес к ней. Заинтересоваться такой игрой может мама, которая в свое время мечтала иметь подобную куклу, а малышка покрутит ее в руках и отправит в общую кучу.

Оказывается, играть высокоспециализированными игрушками вообще не интересно, они не развивают фантазию, а подают все в готовом виде. Именно в этом состоит главное отличие между чтением книги и просмотром фильма, снятого по сюжету этого же литературного произведения. В процессе чтения фантазия рисует образы, в то время как в фильме ребенок может видеть перед собой готовые образы, созданные фантазией режиссера. А чем занимаются сегодня дети? Если взрослые не руководят их поведением, все их интересы сосредоточены на экране телевизора или компьютера, которые, как мы уже говорили, не способствуют развитию фантазии.

А теперь мы предложим вашему вниманию несколько упражнений, способствующих развитию детской фантазии. Во-первых, постарайтесь заменить мультфильмы чтением сказок. Во-вторых, после чтения предлагайте малышу нарисовать героев данной сказки или изобразить некоторые сюжеты. В-третьих, можете предложить малышу сочинить продолжение данной сказки. Еще одно весьма увлекательное занятие – останавливать чтение на самом интересном месте. Далее ребенок должен сам придумать продолжение сюжета. И только после всего этого вы можете спокойно дочитать сказку до конца и сравнить полученные результаты.

С полутора лет нужно учить ребенка играть. Накройте стол длинной скатертью, пусть это будет домик под снегом или избушка охотника. Кубики могут выполнять роль посуды, инструментов и даже оружия. Придумывайте и объясняйте малышу разные сюжеты ролевых игр. Главное – запустить процесс.


Автор материалов статьи: Вера Сидихина