Как я в детстве выполняла домашнюю работу?


Когда ребенок подрастает, то все родители задают вопрос: как его научить выполнять домашнюю работу и почему он ничего не умеет делать. Ведь, став взрослыми, многие не умеют и не хотят делать самых элементарных вещей. Не секрет, что многие девушки, выйдя замуж, переезжают жить к родителям, дабы те помогали им вести хозяйство. Даже не помогали, а делали все, что надо делать самим молодым мамам и папам.

Я часто наблюдаю, как в детскую поликлинику привозят одного малыша на прием. Малыш один, а с ним едут и мама, и папа, и бабушка, и дедушка, а то и две бабушки. Зачем всем надо мешаться в стенах поликлинике? Неужели одна мама или папа не донесут ребенка до кабинета врача? Одна молодая мама сказала другой маме: «Я сегодня только с мужем. Моя мама не поехала с нами, не представляю, что я буду делать, когда он заплачет». Так заявляет, как будто ее мама все время занята ребенком, а они с мужем не могут успокоить малыша. А все потому, что дети наши ничего не делают по дому. Большинство родителей (я тоже не исключение) рассуждаем так, что ребенок еще наработается в жизни, а сейчас пусть отдохнет, я сама и уберу, и постираю, и кушать приготовлю. Расскажу, как нас приучали к труду.

Как я в детстве выполняла домашнюю работу?

Я росла в нормальной работящей семье. Меня все любили, баловали, оберегали, но в тоже время не делали из меня белоручку. Заставлять нас с братом насильно выполнять работу никто не собирался. Но мы сами с ранних лет как могли, вносили свою лепту в домашнее хозяйство. Родители были целый день на работе, контролировать нас было некому, и мы полностью были предоставлены сами себе. Но, несмотря ни на что, вечером ждали с работы маму с папой, бежали встречать, радуясь, что хоть немного времени придется провести нам вместе. Видя, какие родители приходят уставшие, и сколько им за вечер предстоит сделать, мы старались облегчить их каждодневный труд.

Летом проснувшись, мы первым делом занимались уборкой. Делили комнаты пополам, вытряхивали половички, подметали ковры (пылесоса тогда не было), расставляли все вещи по местам, мыли полы, подметали около дома и во дворе. Потом шли на огород и заполняли все емкости для полива водой. Дальше были походы за продуктами (просили родителей, чтобы они оставляли нам список), гладили белье, собирали огурцы, помидоры, обрывали ягоду. Вечером поливали огород, кормили кур, собаку, кошку. Много что делали. Конечно, получалось у нас не всегда все хорошо, но родители нас всегда хвалили. Даже когда я сожгла утюгом рубашку брата и стол, мама, глянув на мое опухшее от слез лицо и обугленный кусок стола, сказала: «Всякое бывает. Ошибки не совершает тот, кто ничего не делает. Стол застелете бумагой, будет не видно, а рубашка была старая».

Став постарше, мы начали и стирать, и полоть огород, и готовить еду. Когда мне было 12 лет, маме дали путевку в санаторий, она попросила папу, чтобы он нас отвез к бабушке на это время. Папа так и сделал. Но каково было мамино удивление, когда через неделю она от нас получила письмо, что мы приехали сами домой вместе с Павликом ( которому только исполнилось три года) и не водим его в садик, а он с нами управляется по дому. И это в разгар лета, когда папа на уборочной с темна до темна, а я еще ухитрялась закручивать банки с огурцами и компотами. Только став взрослой, понимаю, что пережила мама, получив это письмо! Но, к счастью, у нас были хорошие соседи. Одни брали к себе Павлика, чтобы с ним поиграть, как говорили (а на самом деле, чтобы накормить настоящей пищей, а неподгоревшей), другая соседская бабушка приходила смотреть на мои закрутки и подсказать, все ли правильно я делаю. Приходили мамины сослуживцы с работы, дополоть огород и помочь мне с готовкой. Я же была упрямая, меня не устраивала простая еда, а хотелось все сделать, как мама: приготовить сложные щи, сделать по новому рецепту плов, испечь блинчики, пирожки, сварганить вареники, сварить варенье. Брат Саша меня во всем поддерживал. Сколько было дыма, подгоревших кастрюль, испорченных продуктов! Но зато через год я освоила процесс кулинарии, и мамины знакомые спрашивали у меня рецепт то одного, то другого блюда.

А как я начинала шить и вязать – отдельный разговор. Мама у меня хорошо шила. В то время я ходила одета, как куколка. В Москве мама набирала в уцененном магазине остатки различных тканей за копейки, а дома из них шила нам прекрасные веши. Мои подружки носили в основном ситцевые платья, а я щеголяла в шелковых, бархатных, шерстяных платьях, велюровых юбочках, модных блузках. Да и братья носили прекрасно сшитые рубашки, шорты, брюки. А небольшие остатки материи мама отдавала мне для кукол. Потом мне надоело шить куклам, а захотелось себе что-то сшить настоящее, взрослое. Мама и здесь пошла мне на поводу. В результате по всему дому валялись выкройки из газет, сделанные мной по журналам, обрезки тканей, спицы, мотки ниток.

Шить я хорошо не научилась, просто не было повода. Мама за три часа сошьет мне, что надо, а потом муж стал этим заниматься. А мне больше понравилось вышивать и вязать. Это хобби осталось до сей поры. А я хочу сказать спасибо моим родителям, что не ругали за испорченные куски ткани, порой даже новые веши, которые я начинала перешивать. Никогда не ругали и за испорченные продукты, и за разбитые банки (которые были тогда в дефиците). Может, поэтому, я учась в институте и живя в общаге, готовила на весь этаж щи, супы, борщи, котлеты, пекла всевозможные пироги, печенье. Когда у кого-то появлялись продукты, шли ко мне и просили, чтобы я помогла им с готовкой. Ели тоже всем этажом. Недавно разговаривала с подружкой по телефону и она с мужем (он тоже учился у нас) вспомнили, какие вкусности я готовила, а они все ходили на цыпочках и выполняли все мои распоряжения типа «подай, принеси, помой».

Когда мой сын учился и жил в другом городе, то я ему с собой не давала продукты, из которых надо готовить, а мы ему отвозили уже готовые блюда. Делала котлеты, блинчики, оладушки, пирожки, пельмени, салаты и отвозили с мужем на машине, а назад забирали пустые банки и посуду. Стала как-то рассказывать одной знакомой, что сын не умеет готовить, она в ответ рассмеялась и сказала: «ты хочешь, чтобы еще мальчишки занимались едой. У меня девчонка ничего не готовит. Я даже борщи и пловы с голубцами ей отвожу». Вот такое поколение выросло.

Я не буду обвинять всех в неумении выполнять домашнюю работу, но сами родители порой не разрешают ребенку что-то делать. Мой младший сын, будучи небольшим, любил возиться на кухне. Мы ему не препятствовали. Пек пирожки, делал салаты, варил всякие подливы. Но больше всего любил лепить печенье, калачики, печь тортики. Но однажды пришла свекровь и увидела, что он делает, то сказала: «Делать вам нечего, сколько продуктов перевел зря и еще отмывать за ним надо» После этого интерес к кухне у него исчез. Может помочь с приготовлением салатов или выпечкой порожков, но один уже ничего делать не будет. Вот так на корню погиб энтузиазм.

Не ругайте детей, когда они проявляют самостоятельность! Пусть учатся готовить, убирать, стирать, красить, клеить, шить, вязать. Им же потом будет легче в жизни, чем тем, кого лелеют, не разрешают ничего делать. А испорченные вещи и продукты – все это ерунда по сравнению с радостью в глазах ребенка, когда он демонстрирует родителям плоды своего труда. Пусть он попросит у вас совета, как лучше сделать что-то, а вы его только похвалите за выполненную работу. И тогда он будет только вас благодарить.


Автор материалов статьи: Вера Сидихина