Развитие органов чувств у 11-месячного ребёнка
Всего лишь 11 месяцев назад малыш был беспомощным новорожденным. А сейчас ему уже почти год, и он активно изучает окружающий его мир. Как маленькая губка, он впитывает всю информацию и опыт, что предоставляют ему родители, и перенимает их привычки. Регулярные развивающие игры и стимулирующие занятия помогают миллионам нейронов в его мозгу формировать всё больше связей.
1. Чтение
Каждый день читайте малышу, это стимулирует зрение и слух, закладывает основы речевых навыков. Найдите книги с яркими картинками и рассказывайте ему о цветах. Ищите книги для самых маленьких, с разными текстурами, которые можно не только рассматривать, но и пощупать. Во время чтения меняйте голоса и интонации. Ребёнок будет весь внимание, когда вы говорите драматическим шёпотом.
2. Музыка
Устраивайте музыкальные представления. Покажите малышу, как «играть» на кастрюлях и сковородах, или сыграйте на пианино, пока он стучит по детскому ксилофону. Можно и просто включить музыку разных жанров, чтобы познакомить его с разнообразием звуков. Научите его простой песенке, такой как «Ладушки», чтобы он мог вам подпевать по мере возможностей и хлопать в ладоши.
Познакомьте его со звуками животных. Можно показывать картинки разных животных и издавать соответствующие звуки или спеть песню, включающую звуки животных.
3. Окружающий мир
Рассказывайте ребёнку обо всём, что его окружает. Показывайте пальцем на предмет, называйте его и описывайте. Вы можете носить малыша по дому и рассказывать о шкафах, кастрюлях и стульях. Или выйти на прогулку в коляске, чтобы познакомить его с деревьями, цветами и животными.
Во время прогулки не упускайте возможности развить обоняние малыша: остановитесь, чтобы понюхать цветок, обратите его внимание на запах свежескошенной травы или свежеиспечённого хлеба из булочной. В минуты затишья стимулируйте слух ребёнка: предложите прислушаться к чириканью птиц, звукам летящего самолёта или смеху играющих поблизости детей.
4. Еда
Пища – ещё одна возможность помочь ребёнку развить органы чувств, познакомиться с разнообразием текстур, запахов и вкусов. Посадите его в детское креслице и дайте попробовать простую еду, подходящую для его возраста. К примеру, дайте кусочек банана, позвольте помять его пальцами и ощутить мягкую текстуру. Пусть понюхает и попробует на вкус дольку лимона.
Помогите малышу определить названия вкусов и запахов. Скажите, что банан «сладкий», а затем спросите, что он чувствует во рту, когда ест банан. Пусть он ощутит разницу между кусочком банана комнатной температуры и вторым, только из холодильника. Объясните, что один тёплый, а второй – холодный.
5. Текстуры
Сложите в коробку предметы разных текстур: наждачную бумагу, флисовый шарф, щётку с мягкой щетиной и твёрдый мячик. Доставайте предметы из коробки по одному за раз, дайте малышу подержать и пощупать его, а сами рассказывайте об ощущениях.
Отличная возможность развить осязание – подготовка вещей к стирке. Просто давайте ребёнку потрогать и помять ткани разных текстур: гладкие мягкие простыни, шершавые застёжки-«липучки», твёрдые пуговицы. Называйте каждый материал и его текстуру.