Как развивать словарный запас у маленьких детей?
Речь у детей трех-шести лет находится в постоянном развитии. Они расширяют свой словарный запас, все меньше делают синтаксических ошибок в согласовании слов. На вопрос могут ответить уже развернуто, с использованием разнообразных сложных предложений. Дети самостоятельно составляют повествования по картинкам, пересказывают известные сказки или стишки, делятся впечатлениями и переживают просмотренные мультфильмы, описывают события.
В шесть лет у ребенка уже сформировалась произносительная речь, в нужный момент он меняет свой речевой темп и громкость, умело использует интонацию выразительности. Но есть дети, у которых речь слабо развита. Решать эту проблему желательно до школы, так как перед первым классом должна быть правильная речь.
Успех ребенка не должен вызывать у взрослого мысли, что все проблемы остались позади и в занятиях он не нуждается. А они очень даже как нужны. Такие занятия помогают дошкольнику закрепить все свои умения. Они идут по нескольким направлениям: расширить словарный запас; развить умение рассказывать; совершенствовать звуковую культуру речи. Также важным моментом является обучение ребенка разговаривать при людях.
Расширяется запас слов, как и в ранние годы, проводя непосредственное знакомство ребенка с предметом, его качествами, разнообразными действиями. Это может быть как реальный предмет, так и увиденный ребенком дома, на природе, телевизионном экране или изображенный на картинке, в книгах. Знакомясь с реальным предметом, с предметом, который изображён на картинке, кроме их названий, нужно описать их предназначение и использование в жизни.
Речь ребенка в шесть лет, конечно, правильная, но не стоит забывать про возможные ошибки. Вы должны обращать на них внимание и поправлять в нужный момент. Например, ребенок неправильно применяет имя существительное с множественным числом и родительным падежом.
Для того чтобы ребёнок научился самостоятельно рассказывать, предложите ему такое небольшое занятие: описать разные предметы и действия, например, как мыть куклы и с помощью чего, или рассказать, как собираются из контуров те или иные игрушки, что требуется для приготовления обеда, как убрать комнату. Предложите ребенку рассказать все, что делают родители, когда готовят ужин.
Предложите ребенку сделать повествование по картинкам. Со временем это задание усложняйте, предложив описать последующие события, которых нет на рисунке. Также предложите описать картинку по памяти, внимательно рассмотреть её, убрать и пусть опишет все что запомнил. Еще можно дать задание самостоятельно придумать какой-нибудь рассказ. Эти уроки научат ребенка передавать все личное впечатление, что является важным для развития малыша.
Не забывайте учить ребенка отвечать на вопросы коротко и рассказывать содержания прочитанных сказок, рассказов.
Учите составлять загадки о животных, окружающих его предметах и игрушках. Загадка может быть такой: вы назовете отдельную деталь, а ребенок отгадывает, что это за предмет. Например: крыша, четыре стенки, два окна и дверь. Ребенок поймет, что это дом. Затем меняетесь ролями: малыш назовет детали предмета, а вы отгадывайте, что это за предмет.
Конечный успех состоит в том, чтобы овладеть всеми сторонами речи.