Маленький Скрудж: стоит ли бороться с детской жадностью?
Иногда двухлетние или трехлетние малыши становятся настоящими скрягами, которые ни за что не поделятся в песочнице своим ведерком, лопаткой или формочками. Они не выпускают из рук свою любимую игрушку на прогулке, ложатся с ней спать и садятся кушать. То же самое происходит и со всем остальным «скарбом», которого, казалось бы, так много, что должно хватить всем.
Стоит ли давить на ребенка, заставляя его делиться с окружающими детьми, или, оставив все без изменений, ждать пока он сам не перерастет?
Ситуация, когда ребенок начинает кричать во весь голос, если кто-то берет его игрушки, знакома практически каждому родителю. Все они каждый раз начинали строго увещевать и убеждать, что ничего страшного не произошло, и что игрушка будет возвращена законному владельцу. Когда это не помогало, мама уже продолжала пугать ребенка отлучением от детского коллектива. Кто же захочет играть с жадиной?
Как правило, на маленького человечка все это не действует. Для него высокоморальные высказывания по типу «все люди – братья и должны делиться» являются лишь очередным пустым звуком. И это нормально, но только для двухлетнего карапуза.
К своим двум годам ребенок начинает осознавать понятия «мое» и «чужое». Он уже твердо знает, что кроватка, на которой он спит, стульчик, на котором он ест, мешки с игрушками и даже пульт от телевизора – это все «его». И в его восприятии все эти вещи ассоциируются с частями тела. Когда же кто-то берет эти вещи, малыш начинает сопротивляться. Ведь он думает, что посягают на него лично. Так строится психологическое «Я» ребенка, и он начинает чувствовать свою обособленность от мамы. Малыш тут же выстраивает свои границы, за которые уже не хочет пускать посторонних. Все вещи, которые попадают в категорию «мое», для малыша являются частью его самого. Уже позже ребенок научится понимать, что вещи не перестанут принадлежать ему, если кто-то возьмет их в руки. А пока этого понимания нет, маленький Скрудж будет яростно сопротивляться «воришкам» и неистово прижимать к себе все, что считает своим. Ни одна формочка и лопатка не останутся без внимания «хозяина».
Поэтому все просьбы дать поиграться своей игрушкой, малыш расценивает не иначе как посягательство на себя лично. И всячески этому сопротивляется. Отказ поделиться, нельзя считать капризом или агрессией со стороны ребенка. Это, своего рода, категорическое заявление о своем целостном суверенитете как личности.
Родителям не стоит стыдить ребенка, особенно в присутствии большого количества детей. Этим они только дают понять маленькому человечку, что поддержки у него нет. Со временем этот этап развития будет пройден, и малыш пойдет дальше.
Все эти советы с психологической точки зрения сформулированы правильно, и точное следование им не будет ошибочным. Но рассчитывать на быстрый результат не стоит. Только через некоторое время ребенок начнет понимать суть бесед, которые поясняют ему, как вести себя в обществе. Рассказывать необходимо постоянно, приводя в пример знакомых ему взрослых и малышей. Чем проще будет воспитательный процесс, тем быстрее произойдет адаптация. Помните, всему свое время.
В сознании ребенка уже сформировалось понятие «мое», но он еще не воспринимает значение слова «чужое». В этом-то и весь конфликт. Малыши спокойно берут чужое, в то же время к своему не допускают ни на шаг. Для них еще нет желаний других людей, они еще не понимают, что у каждого есть свои интересы. Малыши достаточно эгоистичны, они еще не умеют контролировать свое «хочу», поэтому яростный крик того, у кого была отобрана игрушка, совсем их не беспокоит. Ведь их желание осуществилось.
Со временем ребенок начинает понимать, что у каждого есть свои вещи. И то, что «мое» для других – «чужое» для него.
Есть и вторая группа детей, которые ведут себя с точностью до наоборот. Им не нужно испытывать чувство стабильности и защищенности, окружая себя огромным количеством «своих» вещей и игрушек. Они готовы отдать любую понравившуюся игрушку соседу по песочнице.
Должно ли такое поведение ребенка насторожить родителей? Является ли оно отклонением в развитии, свидетельствующим о слабохарактерности и неспособности отстоять свою позицию? Родители начинают паниковать и проводить жесткую воспитательную работу. Запомните, так поступать категорически нельзя. Ничего плохого в таком поведении ребенка нет, просто для него самоутверждение проходит по другим критериям. Ими могут быть похвала родителей или одобрение окружающих. Но пускать на самотек развитие по этому пути не следует. Со временем ребенок может так и не научиться показывать свои желания, и, стремясь угодить и не обидеть окружающих, будет игнорировать собственные потребности. Необходимо развивать баланс, который поможет ребенку в одной ситуации не обидеть человека, а в другой – отстоять свою позицию.
Практические советы родителям
1. Ни в коем случае не заставляйте ребенка силой делиться своими вещами и игрушками. Спросите его мнения по этому поводу. Может случиться, что именно к этой игрушке он сильнее всего привязан, а может он готов поделиться, но боится, что ему не вернут ее назад. В каждом случае необходимо проговорить ситуацию с ребенком вслух, опровергнув все его опасения. Возможно, после такого разговора малыш успокоится и спокойно поделится игрушкой.
2. Иногда помогает обмен, когда ребенку взамен дают другую вещь. Или предлагают поиграть в одну игру, но «чужими» игрушками. Тогда игра становится более разнообразной, но при этом все игрушки находятся в поле зрения малышей, которые могут контролировать ситуацию.
3. Когда планируется поход в гости, рекомендуется брать несколько игрушек с собой, чтобы было чем поделиться с хозяином, который разрешит поиграть своими. Обязательно стоит пояснить малышу, что уходя домой, все свои игрушки он сможет забрать, тогда он будет более спокойно меняться, зная, что через время они вернутся к нему в целости и сохранности.
4. Никогда не стыдите ребенка на людях. Просто признайте тот факт, что ему пока сложно расставаться со «своими» вещами и не давите на него. Пройдет время, и он сам все поймет.