Как научить ребёнка разрешать конфликты со сверстниками?
Когда дети часто играют вместе, ссоры между ними неизбежны. Насколько серьёзными они станут, зависит от того, как родители или воспитатели отнесутся к ситуации, а также от того, овладели ли дети умением разрешать конфликты. Хотя большинство детей быстро учатся на личном опыте, родителям и воспитателям стоит больших усилий реагировать на ссоры правильно. Помогите детям в развитии их социальных навыков и научите их конструктивному общению со сверстниками.
1. Помогите ребёнку разобраться в эмоциях
Чтобы контролировать проявления чувств, сначала ребёнок должен понять, что они из себя представляют. Чтобы он вырос в социально ответственного взрослого, он должен научиться распознавать, какие эмоции движут им, и понимать чувства других людей.
2. Остановите конфликт
Действуйте как полицейский и силой своей власти положите конец конфликтной ситуации. Быстрым и эффективным выходом будет взять на себя роль судьи и оставить за собой право решать, кому достанется игрушка, или запретить дальнейшую игру вместе. Но учтите, что хотя в краткосрочной перспективе такой метод действенен, он не поможет детям усовершенствовать умение решать споры самостоятельно.
3. Выслушайте обе стороны
Каждой стороне конфликта есть, что сказать, и вы должны выслушать обе. Задавайте наводящие вопросы: «Как ты пытался решить проблему?», «А почему не получилось?», «А что еще можно попробовать, чтобы получилось теперь?». Поощряйте его обдумать ситуацию и предложить какой-то выход. Покажите ему, как оценить достоинства и недостатки каждого из предложенных путей решения.
4. Не торопитесь с выводами
Учтите, что дети обычно впадают в гнев, когда их несправедливо обвиняют. Постарайтесь не становиться ни на чью сторону и помогите им самим разобраться, кто же стал зачинщиком ссоры. Говорите спокойно, чтобы успокоить и их.
5. Помогите каждому понять точку зрения другого
Постарайтесь, чтобы ребёнок смог встать на место своего противника. Задавайте вопросы: «А как бы ты себя чувствовал, если бы он поступил так с тобой?». Вопросы, затрагивающие чувства другого ребёнка, такие как «Как ты думаешь, почему он это сказал?» и «Что он чувствовал, когда это говорил?», помогают развить умение сопереживать.
6. Поощряйте высказывать собственные эмоции
Постарайтесь переключить детей с обвинения друг друга на выражение их собственных чувств. К примеру, объясните им, что слова «Это он начал!» не помогут разрешить ситуацию. А вот говоря «Я рассердился, когда пришла моя очередь, а он не уступал место», ребёнок идентифицирует собственные эмоции, что помогает выявить корень проблемы и прийти к более конструктивному решению, чем взаимные обвинения.
7. Подавайте позитивный пример
Станьте для своего ребёнка образцом для подражания. Показывайте, как нужно реагировать в сложных ситуациях, даже если вы огорчены, и при каждой возможности обсудите эту ситуацию с детьми. К примеру, если он стал свидетелем вашего разговора с менеджером в магазине, когда вы возвращали дефектный продукт, позже обсудите с ним тот разговор и спросите, как бы менеджер вёл себя, если бы вы ворвались в магазин, крича и обзываясь.
8. Старайтесь относиться позитивно
Выразите уверенность в способности ребёнка самостоятельно решать сложные ситуации. Скажите: «Я знаю, что ты сам можешь разобраться». Но не бойтесь проявить власть и принять окончательное решение, когда это нужно. К примеру, можно сказать: «Я вернусь через пять минут, и если вы всё ещё будете ссориться, я заберу у вас игру». Если они так и не смогли помириться, выполняйте угрозу.
9. Будьте в курсе дела
Поощряйте ребёнка регулярно приглашать друзей к вам в дом, чтобы вы могли сами наблюдать за их общением и имели возможность вмешаться, когда это нужно. Поговорите с воспитателями и учителями, когда он становится участником конфликта с одноклассниками, чтобы знать, как школьное руководство решает ситуацию. Противоречия между отношением к проблеме вас и учителей нежелательны.
10. Составьте правила
Установите набор правил поведения в собственной семье. Попросите и детей помочь составить список. Включите туда как утвердительные, так и отрицательные правила: «Говорим спокойно и по очереди», «Не дерёмся и не обзываемся. Никогда!». Подавайте пример, никогда не нарушая правила.