Как воспитать в ребенке привычку к чистоте и развить гигиенические навыки?
Кто из родителей не знает, что ребенок должен жить в чистоте, что у него надо воспитывать гигиенические навыки. Однако на практике мы нередко пускаем на самотек воспитание санитарной культуры детей.
Культуры? Да, культуры, ибо человек не может быть культурным, не обладая твердыми гигиеническими навыками. А их надо воспитывать с раннего детства, и прежде всего в условиях собственного дома, на собственном примере.
Известно, что дом начинается с подъезда. Приходишь в один дом: в подъезде и на лестницах — чистота и порядок, а в другом — уже на пороге валяется окурок, брошенный только что вошедшим жильцом, а в лифте стенки исписаны фломастером. «Всё дети балуют», — говорит гражданин, только что бросивший сигарету на пороге, заметив мой негодующий взгляд.
Да, от поведения детей во многом зависит чистота в общественных местах, в том числе и в своем доме, в своем дворе. Но ведь именно взрослые должны подавать пример чистоты, аккуратности, воспитывать в ребенке домочадца, болеющего за чистоту дома.
Важное условие здоровой обстановки в квартире — обеспечение постоянной чистоты в передней. Отделка прихожей и коридора должна позволять проводить влажную уборку не только полов, но и стен (моющиеся обои, пластик, линолеум). Не загромождайте переднюю лишними вещами, не устраивайте в гардеробе склад одежды всех сезонов — пользуйтесь только той, которая необходима в данное время года.
Продумайте, все ли у вас приспособлено в туалете и как организовано умывание в ванной. Если у вас растет малыш, обеспечьте его дополнительным малым сиденьем для унитаза, проследите, чтобы он правильно выполнял гигиенические процедуры после посещения туалета. Не забывайте каждый вечер мыть горшок или сиденье для унитаза и не реже двух раз в неделю дезинфицировать пол, ручки, двери и унитаз. Декоративные коврики и другие посторонние предметы в туалете совершенно излишни. Обеспечьте постоянное наличие туалетной бумаги. С 2 лет предоставьте ребенку умываться самому. Для этого неплохо было бы сделать подставку для ног (широкий прочный ящичек) в соответствии с ростом ребенка. Первое время при умывании детей обязательно присутствие взрослых.
Сейчас в некоторых семьях появились электрические сушилки для рук, как это уже давно принято в общественных местах. Пользование ими гигиенично, но в большинстве своем мы продолжаем вытирать лицо и руки обычными полотенцами. Нужно иметь индивидуальные полотенца для каждого члена семьи и желательно для рук и лица отдельно (как уже приняты отдельные полотенца для ног). Хранить полотенца нужно так, чтобы ребенок свободно их доставал и они не падали на пол (пришейте к ним вешалки-петли).
Кухня — наиболее важное в гигиеническом отношении помещение. Целесообразно подразделение этого помещения на две зоны: чистую и для «грязных» работ (чистка овощей, сбор мусора, мытье посуды и др.). Поэтому лучше иметь в кухне два стола (либо две рабочие поверхности). Стол для «грязных» процессов рационально соединить с мойкой, под которой хранятся предметы уборки (ведро, щетки). Участки около плиты и мойки нужно облицевать керамической плиткой, а остальные стены — моющимися обоями. На кухне или в столовой должно быть выделено постоянное место для детей. Уборку на кухне проводите несколько раз в день — после каждой еды. Посуда для ребенка должна быть индивидуальной.
В детской или в части комнаты, выделенной для ребенка, всегда должно быть светло и чисто. Для малышей выделяется площадка для игр, а для школьника — стол для выполнения домашних заданий. Хорошо бы отвести специальный шкафчик для детских вещей, в который ребенок сам мог укладывать и вешать свою одежду. Приучите его не вешать сразу в шкаф одежду, которую он снял с себя, ее лучше проветрить 2—3 ч в комнате, а если есть возможность — на балконе.
Для облегчения уборки в детской комнате лучше не иметь ковров, как на полу, так и на стенах — это лишний источник пыли. То же касается тяжелых штор на окнах. Достаточны лишь прикроватные коврики и легкие занавески.
Детский уголок содержите в идеальной чистоте. Наиболее гигиеничны резиновые, целлулоидные, а также пластмассовые игрушки. Трудно обрабатывать мягкие игрушки, поэтому детям ясельного возраста они не подходят.
В каждой семье приняты свои правила уборки помещения. В большинстве они соответствуют рекомендациям гигиенистов. Текущей ежедневной уборке подлежит оборудование и мебель практически всех помещений. Ежедневно проводится влажная уборка пола в детской, на кухне и в туалете.
С мебели, подоконников, батарей вытирается пыль, унитаз и раковины моются гигиенической пастой, содержащей дезсредства.
Еженедельно убирается вся квартира. Моются стены на кухне и в ванной (сама ванна должна быть вымыта пастой или дезраствором перед каждым мытьем), а кафельные стены по мере загрязнения. Естественно, щетки и другая уборочная утварь для туалета, ванной и кухни должны быть раздельными. Не забывайте ополоснуть кипятком мусорное ведро после каждого опорожнения (если не используете пластиковые пакеты), а при большой уборке и продезинфицировать его.
Существует также понятие генеральной уборки, которая обычно производится перед праздниками (3—4 раза в году) или совпадает с текущим ремонтом (побелкой потолков, сменой обоев и т. п.), который делают по мере надобности (как правило, не реже, чем раз в 2—3 года).
Несколько слов о деталях уборки. Прежде чем протирать пол влажной тряпкой, обязательно подметите его смоченным в воде веником или щеткой. Не забывайте при протирке полов как можно чаще споласкивать тряпку. Паркет не рекомендуется часто мыть теплой водой, так как она растворяет клей, которым соединены друг с другом дощечки. Лучше покрыть его лаком, что обеспечит частую влажную уборку. Ковры пылесосят периодически, раз в сезон выбивают на улице. Во время стирки старайтесь не распылять стиральные порошки, так как они могут вызвать аллергическую реакцию. Особенно это касается детей.
Гигиеническое воспитание дома, в детских дошкольных учреждениях и в школах должно быть взаимосвязано и непротиворечиво. Дома надо поддерживать те гигиенические правила и нормы, которые прививают детям учителя и воспитатели. Важно, чтобы санитарные знания были изложены в доступной форме и занимательно. Играя с детьми, взрослые могут спросить у ребенка, где мыло у куклы, почему у нее неопрятный вид и т. д. С куклой-голышом можно разыграть процесс умывания, подвязывания салфетки. Полезно комментировать это, скажем, стихами К. И. Чуковского («Мойдодыр», «Федорино горе»). Чтобы ребенок запомнил гигиенические правила и выполнял их самостоятельно, без какого-то нажима взрослых, необходимо достигнуть автоматического выполнения их, они должны стать привычкой.
Очень важно, чтобы требования к соблюдению санитарных норм у детей сопровождались соответствующей мотивацией. Например, не только требуйте, чтобы ребенок вытер ноги перед входом в квартиру, но и объясните, что с грязью заносятся микробы, что сор трудно убирать маме и пр.
У детей сильно выражена склонность к подражанию. Вот почему родителям нужно соблюдать культуру быта, чистоту в квартире, чтобы требовать того же от детей.