Что делать, если ребёнок начал воровать?


Все знатоки детской психологии соглашаются с утверждением о том, что наказание никоим образом не влияет на стремление ребенка взять чужое. Да, каждый член социума за нарушение законов получает заслуженное наказание, но такая система не может использоваться по отношению к дошкольнику, что утверждено и законодательно. Заботливые родители должны так же, как государство, не считать воровство у ребёнка сознательным деянием, заслуживающим наказания. Родителям необходимо, прежде всего, наладить общение с ребёнком таким образом, чтобы у него самого возникло желание прислушаться к ним и принять их доводы.

[«...наказание никоим образом не влияет на стремление ребенка взять чужое...»]

Воровство у малышей, как правило, встречается не часто. Это явление не является большой проблемой ещё и потому, что ребёнок пока не имеет представления, что такое собственное имущество. Малыш понимает только то, что эта вещь у него есть или её нет.

Что делать, если ребёнок начал воровать?

Он может иметь желание взять вещь, но он еще очень зависим от других, чтобы прийти к враждебному самоутверждению, на котором основывается сознательное воровство. Желание взять чужое появляется тогда, когда обстановка, в которой растет ребёнок, буквально вынуждает малыша совершить такой поступок. Отсутствие авторитета родителей в глазах ребёнка, безразличие к делам малыша, стеснённые условия проживания, плохой пример старших детей – это настоящие факторы риска для возникновения воровства у детей.

Если вы обнаружили, что ваш ребёнок ворует, не ругайте его и не злитесь напрасно. Попытайтесь выяснить действительно ли ваш сын (или дочь) сознательно ворует или же он просто взял чужое без всякого злого умысла. Эти две ситуации в корне отличаются друг от друга. Украв что-либо и осознавая это, малыш понимает, что поступил нехорошо, пытается утаить это от окружающих. В случае, когда малыш беззлобно присвоил чужую вещь (просто положил в карман и унёс, не задумываясь о последствиях), вполне уместным будет провести беседу с малышом, объяснив, почему так поступать нельзя. Беседа проведена, а ситуация повторилась? Проанализируйте причины, которые могли подтолкнуть ребёнка к краже. Зачастую основанием подобного поведения являются недовольство чем-либо, протест, агрессия к старшим, неумение брать под контроль свои желания. Наверное, не стоит говорить о том, что наказание лишь усугубит ситуацию? Победить агрессию и научиться контролировать свои стремления ребёнок может только при помощи внимательного отношения со стороны родителей. Не стоит навязчиво поучать своего малыша, только искреннее желание понять ребёнка сможет решить проблему.

В настоящее время всё еще довольно популярно мнение о том, что склонность к асоциальности передаётся по наследству. Но исследования известных психологов доказывают абсурдность подобного утверждения. Ребёнок, получивший возможность в игре удовлетворить потребность в активной деятельности, неизменно теряет желание совершать преступные действия. Именно поэтому на родителей возлагается задача создать ребёнку необходимые условия для удовлетворения активности, в таком случае малыш просто не захочет нарушать общепринятые нормы и правила. Малыш пожелает быть похожим на родителей только когда между ним и родителями существует искреннее взаимопонимание и любовь.

Не стоит забывать, что вещи не имеют для ребёнка той ценности, которая подразумевается взрослыми. Для малыша важно то, что данный предмет воплощает собой его нереализованные мечтания. Именно поэтому кража – это своеобразная попытка самоутвердиться. Не ругайте ребёнка за этот поступок, а наоборот поговорите с ним и попытайтесь выяснить, чего ему не хватает. Затем, по возможности, дайте малышу то, чего ему недостаёт.

И, наконец, если вам всё же сложно понять своего ребёнка и наладить с ним отношения, учтите мнение некоторых людей о том, что каждый из нас иногда испытывает желание присвоить себе что-то незаконно. В таком случае пропасть между нами и нашими детьми сразу сократится – ведь мы так похожи, а, следовательно, нам теперь гораздо проще понять друг друга.


Автор материалов статьи: Вера Сидихина